wrapper

Спорт после 40

Корзина пуста

Всем известно, что Куприн был страстным любителем спорта. Подробнее об этом в данном материале.

Куприн не без основания считался пионером русского спорта. Он участвовал в создании киевского атлетического общества, в котором начинал, на секундочку, сам Иван Поддубный. Чем только не занимался великий русский писатель – и борьбой (в том числе и судил соревнования), и спортивной авиацией, он дружил с Александром Алехиным и видными представителями других видов спорта – с Сергеем Уточкиным, Иваном Заикиным, «дядей Ваней» Лебедевым...

Куприн был известен и как спортивный журналист, сотрудничавший в «Геркулесе». На обложке этого популярного спортивного журнала был однажды напечатан портрет Александра Ивановича. Так «Геркулес» отдавал дань уважения писателю, который подарил спортивному миру прекрасные страницы описания боев боксеров и борцов. Куприн писал об авиационном спорте, акробатике, водолазном деле, гимнастике, гребле, о коньках, лапте, парусном спорте, плавании, стрельбе, тяжелой атлетике и фехтовании. Спортивные рассказы и очерки, заметки и отчеты до сих пор привлекают читателя глубиной философии спорта, знанием техники и методики, пониманием движения и красоты тела.

Александр Иванович во все периоды жизни страстно увлекался спортом и знал его не понаслышке, а пробовал свои силы чуть ли не во всех известных в начале ХХ века видах спорта.

Мария Карловна Куприна-Иорданская вспоминала, как проходили дни писателя во время летнего отдыха в Крыму: «Вставал Александр Иванович очень рано, но в море утром не купался. Он любил заплывать далеко, а это перед работой расслабляло и утомляло. Поэтому утром он принимал только душ. В нескольких саженях от дачи, по нашей границе с соседним, еще не застроенным участком, протекала горная река Салгир. Здесь из кадки, прикрепленной к толстой ветке росшего на берегу дуба, и садовой лейки Александр Иванович устроил душ. Вода в Салгире была холодная, и сейчас же после душа Куприн занимался гимнастикой на параллельных брусьях.

«Это параллельные брусья для гимнастики», объяснял мне Александр Иванович. Вот выровняем площадку и укрепим их. Тогда я покажу тебе, сколько самых сложных гимнастических упражнений можно проделать на этих брусьях». «Человек должен развивать все свои физические способности, был убежден Куприн. Нельзя относиться беззаботно к своему телу».

Куприн дружил с Иваном Заикиным и даже вместе с ним летал на спортивном самолете. Он также был одним из первых энтузиастов подводного плавания, изучал его под руководством опытных водолазов, а в 1909 несколько раз погружался на морское дно в Одессе.

«Я поклонник и любитель всякого вида спорта, исключая, конечно, катание на роликовых коньках в закрытом помещении, среди духоты...

Одним из самых благородных и полезных упражнений (если не самым лучшим) считаю стрельбу. В самом деле – искусство игры в цель вовсе не легкое искусство. Оно требует от стрелка много данных: спокойствия, хладнокровия, уверенности, душевного и физического равновесия, внимания, зоркости взгляда, находчивости, терпения. Стрелковый спорт интересен еще потому, что в нем нет пределов для совершенствования.

Если бы спросили моего совета, я горячо рекомендовал бы насаждать стрелковый спорт в среднеучебных заведениях. Он прекрасен в воспитательном смысле». (с)

Куприн всячески популяризировал и исконно русский вид спорта – лапту, в том числе и на страницах спортивного журнала «Геркулес».

«Эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка – «Своего выручай!» (с)

Есть у Куприна повесть и лошадиных бегах. «Изумруд» называется. Специалисты и знатоки отмечают в ней не только литературный талант автора, но и тонкое знание предмета. Почитайте, не пожалеете. В другом произведении писателя, в рассказе «Юнкера» затрагиваются проблемы конькобежного спорта и катания на коньках в Москве.

Одним из любимейших видов спорта Куприна был бокс. В.Ходасевич в статье «Куприн и Европа» даже насмешливо писал: «В его путешествиях все какие-то ... боксеры».

«Среди людей интеллигентных профессий я очень редко встречал любителей спорта и физических упражнений. А наши литераторы, на кого они похожи – редко встретишь среди них человека с прямой фигурой, хорошо развитыми мускулами, точными движениями, правильной походкой. Большинство сутулы и кривобоки, при ходьбе вихляют всем туловищем, загребают ногами или волочат их – смотреть противно ...

А попробуй с ними заговорить о боксе. Борьбу как занимательное зрелище снисходительно допускают, но на бокс принято смотреть как на зверское, недостойное цивилизованного человека явление, которое следует искоренять. И не хотят понять, что бывают случаи, когда знание простейших приемов бокса может оказать неоценимую услугу.

Вот что было со мной в Киеве.

Я поздно вечером возвращался домой. На улице было темно и морозно. На одном из перекрестков из-за угла выскочил рослый дядя и потребовал от меня деньги, часы и пальто. В моем кошельке было всего-навсего несколько серебряных монет, и расстаться с ними мне было бы не жалко, часы находились в закладе, но своим единственным, хотя и сильно поношенным пальто с собачьим воротником я сильно дорожил. Разумеется, пальто я решил не отдавать. Ты, может быть, думаешь, что я начал кричать и звать городового? Ну нет! Через две секунды предприимчивый дядя лежал на земле и вопил благим матом. И только когда я убедился, что как следует «обработал противника», как говорят боксеры, и он более не боеспособен, я оставил его, сказав на прощание: «Будешь теперь знать, мерзавец, как отнимать у человека его последнее пальто».

Да, Куприн очень любил бокс и даже однажды имел спарринг с чемпионом Юга Франции Мариусом Галлом. А то, что для писателя этот бой закончился не очень хорошо, так это, в принципе, значения не имеет.

Он писал о боксе:

«Бокс развивает в человеке выносливость, смелость и бесстрашие, доводя эти качества до высшего предела. Противники бокса утверждают, что это кровавое искусство, но, мне кажется, что если это вдохновение налицо, то зрителям одинаково передается простота момента и в резком, рассекающем воздух ударе боксера, и в каскаде приемов борцов, беззлобно сплетших свои прекрасные мускулистые тела. От силы вдохновения противников зависит заставить всех зрителей сидеть в напряженном, внимательном молчании, которое можно назвать благоговейным».

Именно Александр Иванович Куприн среди всех борцов цирка, где спортсмены были все «на один парад», выделил Ивана Поддубного. Куприн сказал ему, что для борца одной силы мало, необходимо иметь «спортивное сердце», то есть воспитывать в себе силу воли. Впоследствии «чемпион среди чемпионов» говорил: «Многим я обязан Куприну. Он открыл мне тайну, дал мне «борцовское сердце». Дружба Куприна с Поддубным, Заикиным, Чуфистовым не была случайной и продолжалась долгие годы.

Куприн даже судил борцовские соревнования! А его дочь Ксения Александровна вспоминала, что в доме Куприных постоянными гостями были атлеты, которые демонстрировали приемы французской борьбы и атлетические номера, советовались с писателем, делились успехами и планами, раскрывали профессиональные тайны.

Не прошли мимо знаменитого писателя и занятия с тяжестями. Почитайте его рассказ, который называется «В цирке»! Это трагическая история русского богатыря, а сцены тяжелой атлетики описаны очень реалистично. Куприн знал толк в этом и даже советовался с Чеховым по вопросам анатомии человеческого тела.

На страницах девятого номера журнала «Геркулес» за 1913 год была напечатана статья «Атлетика в Киеве»: «В манеже Крутикова проводились занятия местного кружка спортсменов, в котором участвовал и Куприн, считавшийся одним из лучших в Киеве тяжелоатлетов и борцов». Этот кружок был описан писателем в очерке «Собрание атлетов-любителей». А в рассказе «Мясо» есть сочная картина занятий тяжелоатлетов конца XIX века.

На фото. На левой руке Ивана Заикина — уроженец Наровчата, писатель Александр Куприн.

1470000801 stolica s su Ivan Zaikin 699x570

Футбол, Сборные

Футбол Европа

arsenal ayaks bavariya barselona valensiya
vest khem dinamo kiev inter latsio liverpul
manchester yunajted metallist milan obolon olimpik
pszh real roma sevilya chelsi
yuventus angliya braziliya germaniya finlyandiya

Хоккей KХЛ, ВХЛ

Хоккей НХЛ