На «Малютке» я заработал первую золотую медаль, точнее грамоту, медали тогда еще не выдавали. Это было в детском спортивном лагере на сборах, в соревновании на дистанцию 200 метров. Тогда я прошел его за 1 минуту 20 секунд, сейчас это же расстояние преодолеваю за 33 секунды.
Сейчас у меня в арсенале пять лодок, три личные и две лодки по линии сборной. То есть, практически каждый день могу садиться в разную лодку. Есть любимица, ей пять лет, белого цвета с черным крестом на боку. Аналогия с Иисусом Христом, что любой человек должен нести свой крест.
Есть очень красивая байдарка ярко-красного цвета с надписью “I’m second, Jesus is first”. В Америке существует движение верующих людей под таким названием, которые поменяли кардинально свою жизнь, я проникся этой историей и сделал аналогичную надпись на своей лодке. Самое скоростное время у меня было именно на ней. Но после Чемпионата Европы, на котором я занял третье место, пришло письмо из Международной Федерации, о том, что Юрий Постригай не может больше гоняться на этой лодке, в связи с тем, что политические и религиозные лозунги вне спорта. Теперь она у меня только для российских стартов и тренировок.
Самая новая моя лодка с росписью под хохлому – золотая с красным. Она своеобразная, так как надо иметь определенный вес, чтобы на ней хорошо грести. Когда вешу 82 кг, то все хорошо. И с постановкой гребка есть сложности – лодка должна быть идеально отцентрована, если центр тяжести чуть смещен назад или вперед, то байдарка будет либо на дыбах, либо носом в воде.
Я бережно отношусь к своим лодкам, чищу и храню как надо – в чехлах, поэтому они мне долго служат.
Только своя лодка и свое весло. Если я возьму другое весло, не свое, то просто сотру им руки в кровь
Качество байдарки имеет большое значение для гребца, и у нее есть много особенностей. В 80-х годах гребли на деревянных лодках с деревянными веслами. Современные лодки изготавливают из карбона, они гораздо быстрее, чем их деревянные предшественники.
Лодки отличаются по весу – одиночка весит 12 кг, двойка – 18 кг, четверка – 30 кг. Если вес лодки будет меньше установленного, то с соревнования могут снять за недовес. Поэтому, стараемся, чтобы было хотя бы 12,1 кг. Некоторые спортсмены хитрят, кладут тряпку мокрую в корму носа лодки или губку – благодаря этому, уже на 0,3 секунды байдарка движется быстрее.
У лодок есть также жесткость трех видов: сильно жесткая, средняя и наименьшей жесткости. Чем выше жесткость, тем удобнее грести. Также как и весло на большой скорости немного прогибается, так может быть и у лодки – на большой скорости она может «играть» на воде. Поэтому у профессионалов лодки жесткие.
С веслом тоже есть отдельные заморочки. На спринт – жесткое весло, на длинную дистанцию нужно весло помягче, чтобы долго можно было грести, и добраться до финиша. Каждый спортсмен делает себе специальные метки-ограничители на весле, кто-то пластырь, кто-то изоленту, чтобы весло было удобно держать в руке. Под мои мозоли подходит изолента, которая намотана определенным образом, и если я возьму другое весло, то сотру себе руки в кровь. Я гребу со своим веслом уже 10 лет, оно у меня счастливое – приносит медали. То, с которым выиграл Олимпийские игры, уже расклеилось, старенькое стало, а это еще держится.
Хорошая одиночная байдарка стоит около 3 тысяч евро под заказ. Длина ее чуть больше пяти метров.
Упор, сляйд, руль – все вымеряем и делаем под себя. На Чемпионате России пришлось сойти с дистанции из-за лопнувшего троса в байдарке
В байдарке есть специальный упор для ног, чтобы они были зафиксированы, когда гребешь.
Я заказываю специальную деревянную подножку, вставляю трубку, вымеряю все по сантиметру, чтобы было удобно именно мне. Кто-то пользуется стандартным упором, который делает производитель.
У каждой лодки также есть руль – это такая палочка между ногами, а рядом с ней протянуты небольшие тросы к корме лодки. И чтобы, например, ехать прямо, надо задавать курс, то есть спортсмен должен грести и рулить одновременно.
Сляйд – это то, на чем сидит гребец. Я устанавливаю мягкую подкладку на сиденье, сверху еще надеваю пакет, чтобы получилось небольшое скольжение. Чем быстрее будет движение, подача тела, тем будет эффективнее гребок. Некоторые спортсмены наливают даже воду на сляйд – садишься в лужу, но зато скользишь как надо.
Любая мелочь отнимает доли секунды. Перед стартом все тщательно проверяется. Был случай, когда у меня на Чемпионате России в Москве в 2007 году лопнул трос в лодке двойке, и я не смог ей дальше управлять. В результате, сошли с дистанции, так как рулиться лодка не смогла. Бывает, что сильно упираешься в подножку, она отрывается и все, опоры нет, грести неудобно, болтаешься в лодке как поплавок, и гребок уже не такой эффективный.
Перевозятся байдарки на специальных длинных конструкциях. Машина прицепляет эту конструкцию, в нее вмещается порядка 30-40 лодок. Лодки надо класть правильно, чтобы они все уместились, это как игра в конструктор, одну не туда поставишь и все, другие уже не помещаются. Сборная у России большая, лодок много, все надо взять.
Но есть случаи, когда мы берем лодки в аренду, например, когда едем на сборы в Турцию. Если летим куда-то за океан, то тоже в аренду, либо лодки идут отдельно в морских контейнерах до Португалии и дальше до места назначения. Так было, когда мы соревновались в Канаде.
Вам понравилась история про инвентарь?