ЛИНИЯ КАММХУБЕРА
В кратчайшие сроки Каммхубер создал чрезвычайно эффективную систему ПВО Германии, которая получила название «Линия Каммхубера». Она протянулась на 1000 км – от Шлезвиг-Гольштейна до бельгийского Льежа. Основу линии составили комбинированные зоны ночной истребительной авиации (kombinierten Nachtjagdraume) – Konaja. Всего было восемь зон: «Чибис» (со штабов в Киле), «Шмель» (Гамбург), «Медведь» (Берлин), «Дрозд» (Дуйсбург), «Колибри» (Кельн), «Роланд» (Бермен), «Барсук» (Дармштадт), «Комар» (Мюнхен).
Зоны были оборудованы радиолокационными станциями «Вюрцбург» и «Фрейя», а также прожекторными подразделениями. На всей ее протяженности располагались оборудованные позиции зенитной артиллерии и аэродромы, на которых в боевой готовности находились самолеты из дивизии Каммхубера. В 1941 году потери британских бомбардировщиков достигли катастрофического уровня; немецкая ПВО сбивала до 30 % участвовавших в налетах самолетов. Нужно было что-то делать, прежде всего – получить точную и исчерпывающую информацию о новых немецких радарах. Уинстон Черчилль вспоминал: «Наши тайные агенты, наш аппарат подслушивания и аэрофотосъемщики вскоре обнаружили, что вдоль северного побережья Европы протянулась цепь станций и что одна из них, вероятно оснащенная новым оборудованием, установлена на мысе Антифер, неподалеку от Гавра. 3 декабря 1941 года командир эскадрильи соединения фоторазведки, майор Тони Хилл, случайно посетил наш разведывательный центр и узнал о наших подозрениях. По своей инициативе он полетел туда на следующий день и обнаружил эту станцию. 5 декабря он совершил еще один вылет и сделал замечательно удачный фотоснимок. Наши ученые установили, что это именно то, что они предполагали».
ОПЕРАЦИЯ «БИТИНГ»
Обнаруженная англичанами радиолокационная станция «Вюрцбург» в Брюневиле, по словам Черчилля, «находилась на вершине утеса высотой 400 футов, однако расположенный поблизости отлогий берег мог послужить местом для высадки, и поэтому был запланирован рейд диверсионно-десантного отряда». Британским ученым было жизненно необходимо получить новое оборудование этого радара, чтобы понять принцип его работы и длину волны. Имея подобную информацию, они могли бы разработать аппаратуру для его глушения. Проводить операцию «Битинг» (англ. Biting – «Захват») должен был начальник комбинированных операций адмирал лорд Луис Маунтбеттен. В операции было решено задействовать недавно созданные воздушно-десантные диверсионные подразделения, в данном случае 120 бойцов роты «С» 2-го парашютного батальона 1-й воздушно-десантной дивизии генерал-лейтенанта Фредерика Браунинга; ее командиром был майор Джон фрост. Группе были приданы лучшие саперы, а также радиомеханик английской авиации старший сержант Чарльз Кокс. Задачей было вывезти столько оборудования, сколько возможно, сфотографировать станцию, а также захватить немецкого оператора. 27 декабря 1942 года три группы десантников на 12 черных бомбардировщиках «Уитли» вылетели из Тракстона. Группа лейтенанта Йена Чартериса высадилась значительно дальше, чем было предусмотрено, но группа Форста приземлилась поблизости от Брюневиля и немедленно приступила к выполнению операции. Группа лейтенанта Джона Тимоти высадилась между радаром и немцами, прикрывая товарищей.
Немцы лихорадочно подтягивали подкрепления, а английские саперы демонтировали оборудование. Наконец, Фрост дал приказ отходить, с собой англичане уводили двух пленных немцев, один из которых был оператором радара. На берегу десантники дали условный сигнал поджидавшим их кораблям. Произошла небольшая задержка, но затем все пошло по плану, если не считать, что на берегу забыли двух наблюдателей. Потери парашютистов составили два человека убитыми и шесть пропали без вести. Успешно проведенная операция дала возможность англичанам разработать новую тактику и резко снизить потери своих бомбардировщиков.