Чтобы только добраться до подножия альпинисты преодолели около 200 (!) километров. Затем очень долго искали пути выхода к вершине. В итоге начался сезон муссонов и подниматься наверх стало очень опасно. Тем не менее, они решили это сделать.
Уже не было времени готовить промежуточные лагеря. Не было времени ждать заброски провианта, медикаментов, дополнительного снаряжения. О горячей пище пришлось забыть. Были дни, когда альпинисты шли вперед по 17-18 часов в сутки. Они жили только на медицинских стимуляторах и в, конце концов, все же окончательно выбились из сил.
Но, тем не менее, два человека смогли добраться до цели, это были сам Эрцог и его товарищ Ляшеналь. Последнюю ночь перед штурмом они провели под снегом, в очень маленькой палатке, кое-как закрепленной над обрывом. Ноги обморожены, ясность мысли отсутствует напрочь. Но вершина покорена, надо двигать домой.
Во время спуска забыли подстраховаться веревкой. Эрцог потерял рукавицу и вдобавок обморозил еще и руку, но ему повезло – он-таки вышел к лагерю на высоте 7300. Ляшеналь прошел мимо. Но его нашли. В лагере было два человека, они как могли спасали ноги покорителей, растирали, массировали, мазали чем-то. Безуспешно. Ноги распухли, идти самостоятельно дальше ни Эрцог, ни Ляшеналь не могли.
Но идти надо, и вся компания двинулась вниз, к следующему лагерю. Шли тяжело. Груз, в том числе палатки, пришлось бросить. Но ураганный ветер и пурга сделали свое дело – экспедиция заблудилась. В довершение всех бед Ляшеналь провалился в трещину. Остальные, конечно, спустились к нему. В этой трещине альпинисты провели страшную и бессонную ночь, деля по очереди один спальник на четверых.
Никто уже не верил, что спасение возможно, но утром собрав остаток сил, они пошли дальше. Оба, относительно здоровых спортсмена, потеряли очки и заболели снежной слепотой. Четверка вновь заблудилась.
Но случилось чудо – их нашли люди, они были уже близко! А до конца неприятностей было еще ох как далеко! Да и был ли им конец?!
Доктор находился на высоте 5900 метров, во втором лагере. К нему еще топать и топать, впереди очень опасный спуск, муссоны атакуют, очень холодно. И двое больных, которым срочно требуется медицинская помощь, которые не могут идти самостоятельно, а спасти их жизнь может только ампутация конечностей. И как можно быстрее. Иначе гангрена. Вот такие невеселые расклады.
Шерпы из четвертого лагеря буквально на руках несут пострадавших вниз. Снаряжение, естественно, пришлось бросить. Но тут их накрывает лавина. Эрцога и двоих шерпов спасает очередное чудо, она проносится буквально рядом. Спускаясь вниз по отвесным скалам на веревке, руки у всех ободраны до мяса, держаться за веревку нет уже ни сил, ни желания...
Но они дошли. Доктор лошадиными дозами вкалывает больным пенициллин и пытается хоть что-то сделать. Нет подходящих иголок, а условия суровее спартанских. Доктор справился. Жизни альпинистов спасли, но пришлось ампутировать им все пальцы на руках и ногах. Если представить, что это происходило в палатке, на морозе, без необходимого оснащения и медикаментов, то можно смело считать это очередным чудом.
Но это еще был не конец. Еще шесть недель шерпы тащили на себе альпинистов по горам вниз, к людям...