В тот раз все началось с Ледового Дворца. Задумали построить в Питере к Чемпионату Мира наикрутейшее сооружение, которого русский хоккейный люд еще не видывал. Естественно, начались махинации с бюджетными деньгами, депутатские запросы, распилы и откаты, и все такое прочее, без чего у нас ни одна грандиозная стройка не обходится. Но с грехом пополам, после нескольких остановок строительства, дело все же закончили, а скандалы замяли. Дворец, и правда, получился очень крут и не беда, что бабла в него было вбухано безумно.
Настала очередь формировать состав сборной команды. В те времена, впрочем как и сейчас, лучшие хоккеисты мира играли в НХЛ. Разница только в том, что тогда они не очень любили очень не любили приезжать в сборную страны.
Но только не в этот раз. Ребятам положили по 30 тысяч долларов только за приезд, пошли навстречу по всем требования по размещению, прилету, страховкам и о, боже, досугу, и в конце концов добились-таки того, что поиграть на Родину и за Родину приехали, действительно, самые лучшие, самый смак мирового хоккея, все русские игроки, которые являлись лидерами своих нхловских команд.
По тем временам эти парни были очень очень очень очень круты. Павел Буре. Андрей Коваленко. Алексей Жамнов. Виктор Козлов. Алексей Яшин. Валерий Каменский. Сергей Гончар. Алексей Житник. Дмитрий Миронов. Игорь Кравчук.
С таким составом можно было на одном коньке обыграть кого угодно. Так нам тогда всем поначалу казалось. Уверенности, да и спокойствия тоже, добавляло то, что пару лет назад те же самые хоккеисты лишь из-за какого-то фатального невезения не выиграли Олимпийские Игры, а Буре, который Павел, забил там больше всех.
Перед началом турнира он еще разочек всех обнадежил.
«Самое главное, чтобы все в команде отдавали себя игре. Только тогда можно рассчитывать на успех. Я надеюсь, ребята меня в этом поддержат».
Тренером нашей Dream Team был утвержден Александр Якушев, легендарный и великий в прошлом хоккеист. Как тренер же он к тому моменту еще ничего не выиграл. Не выиграл он и после, так как после позора, случившегося в Петербурге в 2000 году, Александр Сергеевич закончил тренерскую карьеру.
Схема турнира была сложной, но на первом этапе из четырех команд в группе дальше проходили целых три. Нам, как по заказу, достались «мальчики для битья» Франция и Швейцария, ну и американцы, которые тоже тогда выглядели далеко не фаворитами.
Начала сборная России бодренько и французов разбила 8-1. С США было посложнее, проиграли 0-3, но катастрофы еще никто не ждал. Обыграем (естественно обыграем, и даже обыграем не напрягаясь, Швейцарию) и пойдем громить всех остальных, как это сделали с французами.
Но в матче со сборной Швейцарии лучших хоккеистов мира ждала засада. Россия дважды вела в счете, но проиграла 2-3. И мы уже не выходили в следующий раунд, но спасла Россию, как ни странно, сборная США, которая еле-еле, с тем же счетом 3-2, выиграла у Франции. А если бы американцы забили на один гол меньше, то играть бы нашей «великой» команде не за медали, а в переходном турнире за право остаться в высшем дивизионе!
Теперь, чтобы пройти дальше и просто попасть в четвертьфинал (!) нам необходимо было выиграть три игры из трех. И снова это не казалось чем-то сверхъестественным или хотя бы сложным. Надо было всего лишь победить Латвию, Белоруссию и Швецию. Кто такая эта Латвия? А Белоруссия тем более?! Тьфу.
Латвии мощная сборная России проиграла 2-3. Белоруссии 0-1. На трибунах во время этих матчей зрителей было до боли очень мало, но хорошо были видны баннеры «ДЫР-тим» и «RUS не играет в хоккей».
Швецию мы победили, но эта игра уже никому не была нужна. Ни нам, так как команда уже вылетела к чертям собачьим, ни шведам, так как они уже вышли в следующий круг, ни тем более болельщикам, которые не желали больше смотреть на позорную игру позорной команды в красных свитерах.
В итоге 11 место, рекорд, твою мать.
Хоккеисты, к слову сказать, сильно не переживали. Это же спорт, а в спорте бывает все – и победы, и поражения. Зато встретились, пообщались все вместе, «посидели» вечерочками, никто этого и не скрывал. Не с журналистами же разговаривать, в самом деле? Те обидные вещи спрашивают, не понимают тонкой души хоккеиста. Вот и пробегали мимо них российские звезды, как мимо зачумленных, вот и не приходили на пресс-конференции, а бегом вон из дворца и на автобус. Все, кроме Павла Буре. Он уезжал с матчей на такси.
Зато часто бывали (так и хочется сказать — тусовались) в пресс-центре мамы и жены «наших американцев». Чего прежде, да и после, на других турнирах такого уровня, не бывало. Они сами подходили к журналистам, напрашиваясь на интервью, в которых уверяли, что их сыновья (мужья) «делают все возможное для победы, но...».
Кстати, перед началом чемпионата мира-2000 российские знаменитости из НХЛ чуть ли не в ультимативной форме требовали от руководства Федерации хоккея РФ оплатить проживание своих матерей, жен и подруг в отеле «Невский палас», едва ли не самом шикарном (читай — дорогом) в те годы в Северной столице. На это Федерация не пошла. Правда, сумела договориться с другой гостиницей — «Прибалтийской», где жили многие команды, о приличной скидке для близких хоккеистов. Как говорили в кулуарах, это стало одной из причин того, что легионеры перестали особенно стараться, выходя на лед.
— Главная причина в том, что они считают себя незаменимыми, — говорил в те дни Борис Михайлов, двукратный олимпийский чемпион, многолетний капитан сборной СССР. — Уже то, как идут по дворцу в раздевалку, никого вокруг не видя, ни с кем не здороваясь, само по себе показательно. Они и ехать-то сюда не горели желанием. Их долго уговаривали, обещая золотые горы, лишь бы только надели форму сборной России. У кого хочешь голова закружится.