Основная идея карате по Паркеру – это аналогия с письмом и речью. То есть смотрите – чтобы научиться говорить, мы сначала учимся отдельным звукам, потом словам и наконец фразам и целым монологам.
В кэмпо-карате точно также. Есть базовая азбука, состоящая из 150 элементов и от нее уже идет весь танец. Но несмотря на то, что «звуки и слова» у всех одни и те же, «звучат» они по-разному. У кого-то злее, у кого-то добрее... Кто-то фразы чеканит, а кто-то их растягивает... У каждого бойца свой стиль, индивидуальный, самобытный. Только его личный стиль.
Продолжаем мысль Паркера дальше. В карате, как и в письме есть три способа выразить свои идеи. Это – печатать на клавиатуре, писать ручкой от руки и стенографировать.
Когда ты печатаешь – ты делаешь это последовательно, по порядку, с паузами, буква за буквой, удар за ударом, раз-два, раз-два. Когда пишешь рукой – все более сложно, каждая следующая буква плавно перетекает из буквы предыдущей. Каждый следующий элемент карате плавно перетекает из элемента предыдущего. Стенография же – это удел мастеров, это когда один знак-прием сам обозначает целые слова или даже фразы.
Очень подробно Паркер изложил принципы своего боевого искусства в пятитомной книге, изданной в США в 1980е годы. А мы тем временем рассмотрим еще несколько особых признаков американского карате.
Паркер, в отличие от японских адептов, отрицает базовые стойки. Он говорит, что стойкой можно считать абсолютно любое положение тела, пригодное для ведения поединка. Также в кэмпо-карате отсутствуют обманные движения и прыжки, как неэкономные движения. С экономией сил связано очень много – каждый элемент должен нести какой-то смысл, не должно быть ничего лишнего. Двигаться нужно ровно столько, сколько требует момент и ни каплей больше.
С дыханием тоже похожая история. Его необходимо беречь, экономить.
Все удары в американском карате – серийные. Нет такого, чтоб ударил – завалил. Только серии. А броски и болевые, напротив, присутствуют. Действует тот же принцип, описанный выше – блок плавно перетекает в захват, а захват – в болевой. Помните еще про стенографию?
Особое отношение у Паркера к высоким ударам ногой. Он их считает крайне неэффективными, рисковыми и энергозатратными. Основная цель для удара ноги – это нижний уровень, в идеале – пах и колено соперника.
Вот пожалуй, самое основное. Стоит еще сказать, что одно время кэмпо-карате было чуть ли не самым популярным в мире, но после смерти родоначальника популярность его пошла на спад. Но в наше время еще есть энтузиасты, которые развивают этот вид боевых искусств.