Для надписей на концах поясов обычно используется Кандзи (漢字 - «ханьские буквы»), Хирагана и/или Катакана. На конце пояса, который располагается справа пишется имя (фамилия), и иногда — ранг. На левом конце пишется название стиля или ассоциации. Традиционно общим цветом для надписи служит желтый (золотой) или красный цвета. Иногда цвет надписи может обозначать ранг. В некоторых школах стандартизованы цвета, обозначающие ранги Юданся. Белый цвет обозначает ранг первого и второго дана, желтый – обозначает третий и четвертый даны, и красный цвет от пятого дана и выше.Второй дан служит определенным качественным этапом в изучении каратэ. Считается, что обладатель второго дана освоил всю доступную базовую технику каратэ и далее должен совершенствоваться в военно-прикладных аспектах, а также в сфере духовной. Обычно для получения второго дана требуется не менее четырех лет упорных занятий, а для получения третьего дана — не менее шести. Впрочем, изначально для того чтобы получить третий дан требовалось куда больше времени. Как правило, от обладателя третьего дана требуется знание не менее четырнадцати ката, виртуозная техника и выигрыш призовых мест на соревнованиях национального или международного уровня.
Обладателями четвертого, пятого и шестого дана каратэ чаще всего становится люди, у которых каратэ является смыслом всей жизни и основной профессией. Они преподают в лучших школах и гордо носят звание Сенсэй (先生 — «рождённый раньше», старший, учитель). В японских традициях Сэнсэй — вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку.
Мастера следующих двух степеней (обычно не моложе сорока лет) считаются носителями традиций школ. Их именуют Канчо — «наставники». Они возглавляют крупные школы, консультируют, входят в судейские коллегии, но сами уже не выступают на соревнованиях и, как правило, не проводят тренировок.
Более высшие даны присваиваются за особые заслуги в каратэ. Обладатели высших данов считаются носителями высшей духовной мудрости Будо, которая постигается с годами, поэтому никогда еще высшие даны не присваивались молодому человеку, даже если он наделен недюжинными физическими способностями и технически прекрасно подготовлен.
Получение новых поясов и степеней проводится спустя некоторое время после экзамена в рамках Рейсики (礼式- букв. «этикет»), как правило с вручением дипломов и следующих поясов. Эта церемония различается в разных Додзё. В основном, это построение учеников напротив главной стены Додзё (Камидза). После того как Сэнсэй выходит перед строем все садятся в положение Сэйдза и совершают поклон. Затем, поочередно, каждый ученик, который успешно сдал экзамен, после приглашения подходит к Сэнсэю. Он опускается на левое колено и двумя руками принимает от учителя заслуженный пояс. Ученик с благодарностью, подносит пояс ко лбу, после чего получает право надеть свою награду за успешный труд, а затем, поднявшись с колена, не поворачиваясь к учителю спиной, возвращается под аплодисменты товарищей на своё место и опускается в позицию сэйдза. В некоторых Додзё ученики не опускаются на колено и после получения поясов, поворачиваются к учителю спиной, чтобы заменить и перевязать старые цвета поясов на новые. Затем проворачиваются вновь, совершают поклон и садятся в сэйдза. В дальнейшем они уже не должны обвязываться поясом символизирующим низший ранг.
Церемония присвоения и замены поясов в каждом Додзё может проходить по своему, одно общее в этой церемонии – это подчеркивание ответственности, серьезности и торжественности. Рейсики предшествует экзамен, на котором ученики демонстрируют свои физические, теоретические, технические и психофизические навыки, соответствующие рангу.
Черные пояса должны с уважением относиться к новичкам, так как попытка, насмешки или унижения младших по возрасту или по подготовке — попросту недостойно поведению обладателей черного пояса. Право на критику в Додзё имеет лишь учитель, но даже он должен это делать корректно, с учетом необходимости и меры, с сохранением доброжелательности и приличия.
Второй символический аспект оби — то, как он носится. Оби опоясывает владельца, окружает его. Круг — универсальный символ цельности и гармонии. В Дзэн, от которого происходит каратэ, круг символизирует «центр» и всеобщность Вселенной. При правильном ношении оби окружает хара или тандэн – центр человека. Хара (腹 - желудок, живот) является важным термином японских боевых искусств. Это эквивалентно наименьшей из трех даньтянь (тандэн - на японском языке) в традиционной китайской медицине, для «центра бытия». Хара - точка ведущая к центру энергии для медитации и в боевых искусствах - применяются сознательно с целью исцеления. Это точка, которая находится приблизительно на 5 — 8 см ниже пупка, и которую на Востоке считают центром человека. Хара считают центром микрокосма, источником ки (силы жизни или жизненной энергии). Концентрация на этом центре создает большую энергетику и тягу жизни и вызывает уверенный вид, состояние внутренней целостности. Процесс концентрации стимулирует внутреннее мужество и делает человека естественно дисциплинированным. В традиционных японских боевых искусствах есть несколько дыхательных упражнений, где внимание всегда держится на хара.
Узел оби завязывается так, что он касается хара. Оби — символ собственной Ки (気 - ki, китайское Ци, термин, обозначающий энергию космоса, земли, человека, растений или всего живого), символ источника жизни. Узел оби напоминает каратэка о его личном центре и связи с центром Вселенной – источником Ки.
Третий символический аспект оби - есть выражение технической компетентности и духовного уровня каратэка. Окружность оби символизирует длинный Путь каратэка от белого пояса к чёрному и снова к белому в течение всей его жизни. Оби есть внешнее выражение внутреннего содержания каратэ, символ самого каратэ-до. Среди каратэка традиционных стилей существует давняя и прочная традиция — не менять и не стирать свой чёрный пояс. Считается, что именно пояс впитывает вместе с потом, пролитым на тренировках, всё техническое мастерство и все знания каратэка. Конечно, это лишь легенда, но именно поэтому самые знаменитые мастера каратэ появляются в Додзё со старыми обтрёпанными поясами. В этих поясах заключается вся их жизнь в каратэ. Пояс любого цвета, который можно повязать вокруг своей талии, не имеет никакого смысла без соответствующих ему знаний и умений. Можно достичь мастерства, занимаясь в спортивном костюме, а чёрный пояс, полученный без достаточных оснований, есть всего лишь тряпка, которая свидетельствует о тщеславии её владельца. Ученик должен больше думать не о цвете пояса, а об ответственности, которую он несёт за достойное соответствие своему поясу. Получая черный пояс, вы доказали себе и другим, что вы — серьёзный ученик. И только теперь начинается подлинное обучение.