Денег не было, а команда была! Для меня лично тот состав во главе с Сергеем Пановым – мой самый любимый состав ЦСКА за всю его историю.
Алексей Вадеев
Сергей Грезин
Василий Карасев
Евгений Кисурин
Андрей Корнев
Игорь Куделин
Игорь Курашов
Никита Моргунов
Сергей Панов
Андрей Спиридонов
Тренер Станислав Еремин.
В Евролиге 1994/95 тот молодой ЦСКА рвал и метал, не признавая авторитетов. Были обыграны все богатые и именитые, и чтобы выйти в Финал Четырех нужно было сделать только один, последний, самый трудный шаг. Но на пути армейцев стоял один из богатейших клубов Европы (если не самый богатый) и напичканный звездами, словно селедками в той самой бочке, греческий «Олимпиакос». Первый матч ЦСКА выиграл, второй – выиграли судьи, а третий – вошел в историю как самый позорный в европейском, а может быть и во всем мировом баскетболе.
О том и пост.
Играли в Афинах. Питьевую воду для гостевой команды, естественно предоставляли хозяева паркета. Армейцы эту воду пили и на разминке, и во время игры (это был вторая игра, в которой победили греки при бессовестной помощи арбитров). На следующий день должен был состояться третий, решающий матч. В один из моментов Никита Моргунов схватил бутылку своей могучей рукой и из дырки в запечатанной пробке выплеснулась струя. Никому тогда и в голову не пришло, что за хрень да и пофиг... А сразу после игры в раздевалку армейцев забежал ошалелый грек, забрал недопитую воду и пустые бутылки, и так же мгновенно скрылся, ни здрасьте, ни до свидания.
Потом уже, когда прошло достаточное количество времени, выяснилось, что на победу «Олимпиакоса» в букмекерских конторах стояли просто безумные деньги и победить московской команде ни при каких раскладах греческая мафия не позволила бы.
А вечером сразу после игры многие из наших баскетболистов почувствовали себя плохо. Но никто и не подозревал, что самое страшное еще впереди – самое страшное начнется с утра, в день решающего, последнего матча.
Вдруг на разминке сначала у Моргунова начало сводить ноги судорогой и закружилась голова. Затем Куделин начал терять сознание. Их отвезли в местную больницу. Чуть позже туда же отвезли Панова, Корнева и Карасева. В строю осталось пятеро полуживых бойцов. Как играть одной (!) больной (!) пятеркой?! Как?! Скажите мне!
Позвонили главному из федерации баскетбола. Тот сказал – сами решайте, на месте, я на даче и меня по таким пустякам не дергайте. Волновался поначалу только комиссар матча, спросил медиков, что там из игроками? Греческие медики, мать их, ответили, что все ок, игроки ок, в крови у них все ок, ноу криминалити. А то, что галлюцинации у них, пена изо рта и судороги, так это ерунда по сравнению с мировой революцией.
На всякий случай он спросил и у «Олимпиакоса», как они отнесутся к переносу игры хотя бы на пару дней. Нормально, говорят, отнесемся, если кто-нибудь заплатит неустойку телевидению. Цифра по тем временам для ЦСКА была заоблачная, поэтому комиссар решил – матч состоится! А потом, может быть, как-нибудь разберемся.
Реакция Москвы также была неоднозначной. Урод-чиновник по допингу заявил, что не исключает, что это и есть допинг... Правда Сергей Белов, тогдашний председатель РФБ предложил помощь, но ЦСКА отказался. Может, в шоке был, может в растерянности, сейчас уже не разберешься. В общем, осталась команда одна со своими проблемами.
«Выходит стартовая пятерка» - по-черному пошутил Еремин. И они вышли, как те 28 панфиловцев на эту битву и тут же были освистаны безумной греческой торсидой, которая что сейчас, что тогда реально безумная. Спиридонов, Кисурин, Вадеев, Курашов, Грезин. Остальные – в греческом госпитале под капельницами.
Олег Парфенов (врач команды на тот момент) позже сказал – «Если бы мы там победили, нас бы живыми оттуда не выпустили».
Перед игрой вся греческая пресса написала, что армейцы приняли слишком большие дозы наркотиков-анаболиков и фанаты «Олимпиакоса», коих кстати, присутствовало более 15 тысяч, тыкали пальцем себе в вену, показывая свое отношение к наркоманам-соперникам. Многие прорывались вплотную к площадке и к выходу из подтрибунных помещений, чтобы лично и в лицо проорать свою ненависть к пятерым полуживым нашим баскетболистам.
Один из русских игроков в таком же бешенстве крикнул отвечая, прямо в камеру «Будем рвать вас!» и бойня началась. Наши в каком-то безумном кураже полетели вперед и вплоть до перерыва вели в счете! Греки, одуревшие от неожиданного напора, никак не могли взять себя в руки.
Но звездные греческие баскетболисты (лучшие в Европе, так, между делом) все же справились и потихоньку начали переламывать ход игры. Тем более, что в самом начале второй половины за пятый фол был удален Игорь Курашов и наши остались вчетвером. А еще позже Спиридонов из-за травмы ноги не смог продолжать игру, несмотря на огромное желание продолжать драться. Осталось трое. Невероятно. Просто жесть.
Андрей Спиридонов не мог наступать на травмированную ногу, но все же вернулся на площадку, так как еще один игрок ЦСКА (Веденеев) получил пятый фол. Играть вдвоем нельзя по правилам, но двое с половиной – это уже команда! Абсолютно подло вел себя в этой ситуации тренер «Олимпиакоса». По всем джентльменским правилам и мужским понятиям, составы следовало уравнять, играть 5 на 3 в баскетбол могут только трусы и слабаки. Но грек сделал это только под самый конец матча, когда армейцы уже практически не могли даже ровно стоять, а преимущество «Олимпиакоса» достигло 25 очков.
Когда у Спиридонова спросили после игры, зачем он на одной ноге вышел в поле, он был крайне поражен этим вопросом. Он не мог оставить друзей в такой момент. «Я же был способен бросать по кольцу!» Удивительно, но 15 тысяч греческих фанатов, которые нас ненавидели перед началом игры, после ее окончания провожали игроков ЦСКА аплодисментами. Как ни крути, но мужество всегда заставляет себя уважать.
Парни вернулись в Москву побежденными, но победителями и клуб начал разбираться, что же все-таки произошло. Врачебная экспертиза показала, что в организме игроков содержатся смертельные дозы галоперидола.
Тем не менее, ФИБА посчитала матч состоявшимся. В настоящее время такую дичь сложно представить, правда?
Я не знаю, связано это как-то или нет, но сейчас «Олимпиакос» для ЦСКА самый принципиальный соперник. Клубы встречаются достаточно часто, но тот «Отравленный матч» в их противостоянии стоит особняком. Нельзя забывать такие вещи, друзья.