Еще между первой и второй мировыми войнами Конструкторское бюро П.И.Гроховского поставило себе задачу создать оборудование для беспарашютного десантирования и с задачей в общем справилось. Но армия все же не приняла на вооружение этот способ применительно к бойцам, так десантировали только грузы и технику. Но второе дыхание десантирование без парашюта получило при появлении вертолетов, их способность зависать очень помогла. Работы в этом направлении продолжались и в итоге было принято два способа десантирования личного состава с вертолета – по веревкам на спусковых устройствах и по специальным канатам.
Беспарашютное десантирование позже великолепно зарекомендовало себя в войнах и локальных конфликтах, которых на рубеже 20 и 21 веков было множество и которые не думают прекращаться. Преимущества на поверхности – определить и предугадать противнику место и время высадки десанта сложно (командир может решить это на месте), поэтому уничтожить вертолет и десант весьма проблематично.
Спусковые устройства, которые применяются при беспарашютном десантировании, жестко регламентируются – они должны обеспечивать безопасную скорость снижения, даже при потере контроля над спуском и не допускать кручение веревки.
Типы спусковых устройств – СУ-Р, СУ-Р2, «Восьмерка», «Десантер», «GriGri». Особую роль играют подвесные системы, которые состоят из плечевых и ножных регулируемых обхватов, соединенных со специальным поясом. К веревкам для беспарашютного десантирования требования тоже жесткие и регламентированы.
Подготовка бойца к беспарашютному десантированию
В первую очередь бойцы изучают матчасть – принципы действия оборудовния, подгонку подвесных систем, требования к эксплуатации и так далее. Затем – порядок действия в подразделении, отделение от борта, освобождение от устройства на земле и действия там, в том числе, и при возникновении нештатной ситуации.
Техника отделения от борта при беспарашютном десантировании
По команде боец запасовывает веревку в спусковое устройство или вщелкивается в него, если уже все готово заранее. Левой рукой максимально выбирает слабину спускового конца, подтягивая себя к узлу крепления. Затем левую руку переводит к левому бедру и сжимает веревку рукой (в случае с «Восьмеркой», «Десантером», «GriGri» и СУ-Р) или блокирует веревку рычагом спускового устройства (в случае с СУР-2). Далее боец нагружает подвесную систему весом своего тела, проверяя надежность. Не ослабляя нагрузки на спусковой конец, жестко фиксируя веревку, маятниковым движением выносит корпус спиной вперед за борт. Правая рука при этом придерживает оружие, прижимая его к правому бедру (ноги, выпрямленные в коленях, упираются серединами стоп в нижний обрез проема двери, стопы – на ширине плеч).
При правильном выполнении отделения от борта в момент касания веревкой нижнего обреза проема двери, голова десантника должна находиться ниже палубы метр-полтора. Во время спуска необходимо контролировать точку приземления. Приземлившись на обе ноги, десантник опускается на колени и вытягивает на 1,5-2 м верхнюю часть спусковой веревки, образуя тем самым необходимую слабину. Производит освобождение спусковой веревки от спускового устройства, встает на ноги и одновременно разводит выпрямленные руки в стороны, показывая этим жестом выпускающему, что спусковая веревка свободна.
Много интересного про спецназ