Это бойцы «мистааравим», специального подразделения израильских спецслужб, выглядящие в точности как палестинцы, говорящие по-арабски без малейшего акцента, а потому способные работать под прикрытием на территории, контролируемой радикалами из ХАМАСа.
Такова завязка популярного израильского телесериала "Фауда".
"Фауда" произведение крайне занятное, особенно для тех, кто хотел бы получше разобраться в противоборстве евреев и арабов на Ближнем Востоке, но далек от места конфликта.
Самое очевидная мысль авторов сериала читается без усилий и заключается в том, что евреи и арабы чрезвычайно похожи внешне (не все, но многие). В конце концов и те, и другие семиты. Примерно половину экранного времени герои говорят на арабском, затем без усилий переходят на иврит и обратно, тем самым как бы стирая различия между противоборствующими сторонами. Впрочем, в русском переводе вы эту особенность вряд ли заметите. Однако она заложена здесь как фундаментальная.
Эта самая похожесть дает возможность оперативникам из Израиля легко мимикрировать под жителей Палестинской Автономии или сектора Газа, чтобы освобождать израильтян, находящихся в плену у террористов, или самим захватывать и при необходимости уничтожать самых опасных палестинских радикалов.
Но внешнее сходство с врагом имеет и оборотную сторону. Во втором сезоне авторы намеренно разворачивают уже отработанный тактический прием на 180 градусов, когда уже палестинские бойцы, уверенно освоившие иврит, надевают на головы кипы и отправляются в Израиль под видом еврейских студентов, чтобы подготовить и провести теракты в людных местах.
Но мне кажется, что интрига, построенная на внешнем сходстве, лишь верхушка айсберга. В действительности сюжет "Фауды" рассказывает нам о более сложных вещах. Отправляясь в стан врага, ты не только вынужден продумывать свою одежду, следить за языком (на нечаянно выскочивших неточных словах построено несколько драматических сцен сериала), курить правильные сигареты - короче говоря, недостаточно просто выглядеть как твой противник. Тебе нужно уметь безошибочно выбирать еду и правильно ее есть (как выясняется, в Газе совсем не готовят кое-какие блюда, популярные, скажем, в Хевроне), нужно уметь молиться так, будто делаешь это с детства, нужно знать все подробности ритуалов и традиций, все случаи в разговоре, когда уместно и когда неуместно поминать Аллаха и пророка Мухаммеда.
А это значит, что твоя работа предполагает не только знание противника, но и максимальное взаимопонимание с ним. И это само по себе поразительно, потому что на врага привычно смотреть с ненавистью и осуждением. Взаимопонимание тут вряд ли возможно. Однако авторы "Фауды" позволяют не только своим героям, но и зрителям взглянуть на затянувшийся конфликт под новым углом - как на борьбу не народов, религий и философий, а схватку конкретных людей, которые не так уж сильно отличаются друг от друга.
Конечно, "Фауда" остается израильским сериалом, так что борьба с палестинцами тут показана с точки зрения еврейской стороны. Но очеловечивание врага, показанного без пропагандистских клише, дает нам понять, насколько это непростая борьба. Воевать с жесткими непримиримыми фанатиками, только и мечтающими об участи шахида, несравнимо проще. Договариваться с ними нельзя, можно только уничтожать.
Но обычные люди, попавшие в радикальные группировки случайно, не выбирая для себя такой судьбы, явно не заслуживают беспощадного уничтожения. Например, если твой отец - герой ХАМАСа, отсидевший полжизни в израильской тюрьме, но никого не выдавший, у тебя просто нет выбора, ты вынужден присоединяться к движению, иначе все твои друзья и соседи сочтут тебя предателем. Но твои человеческие качества при этом неизбежно вступают в конфликт с задачами террористов.
Тот же внутренний конфликт переживают израильские оперативники, когда они, долгое время находясь в стане врагов, начинают видеть среди них запутавшихся или испуганных людей. Здесь почти неизбежно твой долг вступает в противоречие с твоими личными отношениями. Главный герой сериала по имени Дорон постоянно живет то одной, то другой своей жизнью, временами путаясь в том, какая из них настоящая.
И вот эти психологические деформации, как мне кажется, в сериале гораздо важнее, чем игра в прятки в тылу противника. Да, тут будут и дроны, и управляемые ракеты, и прослушка, и отлично оснащенный координационный центр, но это всё вторым планом. Важнее здесь люди, те внутренние противоречия, которые у них возникают, то напряжение, которое прорывается порой в самый неподходящий момент.
Человек, ежедневно отправляющийся на войну, как на работу, не может оставаться нормальным, даже вернувшись домой. Поэтому все герои очень неоднозначны и авторы намеренно не делят их на определенно хороших и плохих. Скажем, тут офицеры израильских спецслужб могут принимать безжалостные решения, а палестинский боевик способен проявить сочувствие к больным детям. А такой расклад в фильме, снятом с точки зрения Израиля, очень необычен, согласитесь.
Способны ли мы допустить, что наши враги могут проявлять благородство? Верим ли мы, что они так же остро переживают боль потери и так же самоотверженно любят своих близких? Это очень важные вопросы, которые неизбежно приходят в голову, когда смотришь "Фауду". И поневоле задумываешься, как легко ненавидеть противника и как сложно заставить себя его понять.
Я думаю, все дело в том, что израильское кино очень тяготеет к реалистичности. В кадре весьма непритязательные, совершенно не приукрашенные интерьеры, точно такие, как в реальной жизни (Израиль тут вообще на 100% узнаваем, в отличие, например, от США, которые в кино чаще всего гораздо привлекательнее, чем в реальности), тут обыденные, лишенные всякой эффектности костюмы, тут все предметы - вроде мобильных телефонов, посуды, автомобилей - выглядят так, будто им пользуются много, часто и очень давно. А вооруженные операции сняты почти в документальной манере, с эффектом максимального зрительского присутствия.
Само слово "Фауда" означает "хаос" на арабском. В сериале это специальный позывной для ситуации, которая вышла из-под контроля. Например, если раскрытого оперативника окружила толпа разъяренных палестинцев, то, отбиваясь, он повторяет по рации "У меня здесь фауда!", чтобы дать понять штабу, что необходима поддержка и эвакуация.
Но в более широком смысле вся жизнь героев сериала - что израильтян, что палестинцев - одна сплошная фауда. Их семьи рушатся, их друзья гибнут, сами они страдают от постоянного пост-травматического синдрома, превращая свою жизнь и жизнь близких в хаос. Но и те, и другие продолжают делать то, что считают своим долгом.
Придумали эту историю два друга, актер Лиор Раз, сыгравший того самого Дорона, и журналист, специализирующийся на арабской тематике, Ави Иссахаров. Собрав лучших консультантов и обобщив собственный армейский опыт, они создали очень убедительную картину.
Между прочим, Раз действительно служил в контртеррористическом подразделении, а позже, живя в США, пару лет был телохранителем Арнольда Шварценеггера. Так что его физическая форма, владение оружием, навыки рукопашного боя и знание тактических приемов - отнюдь не видимость. Он и вправду мог бы при необходимости действовать так, как его герой.
Ави Иссахаров, много занимавшийся изучением истории израильских спецслужб, черпал из нее вдохновение для сценария. Он писал: «Многие вещи, которые вы увидите в «Фауде», находятся в своего рода диалоге с реальностью. Это не на 100% исторические события, но вариации того, что так или иначе происходило на самом деле. Нас вдохновляли реальные персонажи, их мотивы, поступки, высказывания, судьбы...».
Подразделения «мистааравим» в Израиле действительно существуют. Но их бойцы, как с улыбкой говорят создатели сериала, гораздо лучше владеют собой с сложных ситуациях, чем герои, воплощающие их на экране. Однако драма есть драма, в ней приходится временами отходить от реальности, чтобы позволить персонажам срываться в "эмоциональный штопор", вести себя неправильно и нелогично, совершая множество ошибок.
Очень интересна реакция палестинского сообщества.
У Ави Иссахарова остались контакты, близкие к исламистским радикальным организациям, которые звонили ему, чтобы сказать, что в их среде сериал очень популярен из-за необычно правильного понимания арабского мира.
Говорят, что после первого сезона ХАМАС объявил на своем официальном сайте, что это очередная "сионистская пропаганда", однако тут же гордо вывесил фото палестинских персонажей сериала, видимо, все-таки признав их своими.
Некоторые арабские актеры, снимавшиеся в "Фауде", специально оговаривали условием своего участия, чтобы их персонажи не были однозначно отрицательными. И сценаристы и продюсеры тщательно следили, чтобы каждый герой "с той стороны" был показан максимально человечно.
Кастингу сериала вообще можно было бы посвятить целую статью. Тут много интересных актеров, выбор некоторых из них на роли в "Фауде" был очень неожиданным.
Например, капитана Аюба, руководящего израильскими оперативниками, играет известный комик Ицик Коэн, добродушный толстяк, который для этой своей роли сбросил 35 килограмм. В первом сезоне он еще выглядит крупным, но ко второму действительно изрядно похудел и стал похож на жесткого, решительного командира, умеющего любыми методами добиваться своего.
Зрители за пределами Израиля вряд ли догадываются, что съемки на территориях, подконтрольных террористическим организациям, это огромная проблема. И если в Палестинской Автономии на Западном берегу Иордана все-таки можно найти площадки для работы, то в секторе Газа, где разворачиваются события третьего сезона, для израильтян полностью закрытая зона. В этом логове ХАМАСа не только нельзя снимать, туда и попасть-то нереально.
Поэтому сектор Газа в "Фауде" частично изображает деревня Кфар Касем (чуть восточнее Петах-Тиквы, у самой границы с Палестинской Автономией), а частично тренировочная армейская база, которая и так была оборудована макетами, имитирующими кварталы, контролируемые ХАМАСом, киношникам лишь оставалось придать этим декорациям реалистичности - поставить лавки торговцев, припарковать автомобили, расклеить рекламу и "населить" пространство массовкой.
Сериал изначально не считался амбициозным проектом. Это было чисто израильское шоу для внутреннего употребления. Но первый сезон стал настолько популярным, что сериалом заинтересовался Нетфликс, пригласив создателей делать продолжение на их платформе. Теперь "Фауда" уже международный феномен. И вот-вот ожидается выход четвертого сезона, самого масштабного из всех.
Но несмотря на то, что "Фауда" это и жесткий боевик, и захватывающая психологическая драма, главная ценность сериала, как мне кажется, все-таки в другом.
Это история о том, что война как способ решения проблем перестала быть эффективной. Страх, кровь и смерть, причиненные противнику, какие бы цели вы ни преследовали, непременно возвращаются к тому, кто их практикует. И насилие в ответ на насилие постоянно нарастает, сея ненависть и делая невозможным любое взаимопонимание.
В 2022 году весь мир, кажется, наконец осознал, насколько ужасны войны, которые так легко начать и так сложно прекратить. Израилю эта истина знакома давно. Еврейское государство существенно эволюционировало от вынужденной супервоинственности до действенной дипломатии, принесшей гораздо лучшие результаты в отношениях с арабским миром, чем любое вооруженное противостояние.
Да, существуют проблемы, решения для которых до сих пор не найдено. Но это не значит, что не стоит пытаться, тем более если противники так похожи друг на друга, что если они отложат оружие и встанут рядом, то будут похожи скорее на братьев, чем на врагов.
В общем посмотрите "Фауду", если еще не успели. Это поможет вам взглянуть на привычные вещи под новым углом.