Направления разные, задача одна
Для Енота (такой позывной у собеседника) и для его соратников участие в поворотных для страны событиях началось с крымских учений. Их суть заключалась в зеркальной реакции: когда соседи развернули у российских границ военные манёвры, наша страна ответила тем же. Нашему земляку было тогда 22 года:
— Был молодой, ничего не понимал. Для меня, да, наверное, и для всех это было знакомство с подразделениями со всей России — у каждого своё направление, но вместе мы выполняем одну единую задачу. Это был интересный обмен опытом и в плане профессиональном, и в плане личностном. После первых, вторых учений и обращения верховного главнокомандующего мы со всеми подразделениями начали заходить на территорию Херсонской области. 26 февраля утром нас посадили в машину: когда понял, куда едем, написал смс отцу-матери, супруге — «я захожу».
Тыл чистый, можете закрепиться
Первая командировка для подразделения Енота началась под городом Николаев (события в аэропорте Чернобаевка), продолжилась на Кинбурнской косе:
— Поначалу работали на 1-й линии, совместно с военными: дополняли их, закрывали дыры, выставляли линии обороны. Ещё занимались зачисткой населённых пунктов: вот военные прошли деревню, она у них за спиной, им надо дальше лесополки занимать, а мы смотрим, чтобы всё чисто было (у нас в подразделении есть связисты, саперы, взрывотехники), а после говорим ребятам: тыл чистый, в случае чего можете тут закрепиться. Закончили 2022 год мы под Мариуполем.
Боец спецназа многое со своими товарищами увидел и пережил сам, а потому бытующее в определённых кругах мнение о том, что «участники СВО, работающие в тылу, ничего не делают, отсиживаются», вызывают у Енота недоумение:
— Бывает, что подразделение живёт на 2-й линии, но работать идёт туда, где шумно. На СВО каждое подразделение, каждая единица личного состава — это незаменимые части одной большой системы: если одна из шестеренок выпадает, то и целиком механизм работать не будет. Скажу по личному опыту: там никто нигде не отсиживается. У нас в подразделении и в роте бывали ранения, и самому прилетало. И потеря была хорошего товарища — командира моего. И это всё происходило не от автоматных перестрелок, а от ракет. Активных автоматных боёв вообще сейчас нет. Военные события перешли на беспилотные летательные аппараты — ракеты, дроны. Сейчас порой важнее, кто кого пересидит из снайперов, кто кого переждёт на дроне. И те из ребят, кто лучше играл в компьютерные игры — их ещё за это все ругали, — вот они на БПЛА очень хорошо летают, хорошо выполняют задачи.
«Жизнь после» — без приукрас
Собеседник отметил, что подросткам, которые хотят связать свою жизнь с военным делом или со спецструктурами, а также добровольцам, планирующим идти на СВО, выбор стоит делать осознанный. Для этих целей можно посмотреть документальные фильмы и спецрепортажи по теме. В качестве примера боец спецназа назвал две картины, по его мнению, реалистично отображающих действительность Донбасса: фильм 2022 года о возрождении Мариуполя и «Лучшие в аду»:
— Вторая картина — о ребятах-штурмовиках, которые понимали, что выйдут из боёв не все. Этот фильм без приукрас показывает, что всегда может что-то произойти, что не страшно умереть, а страшно видеть потери и ранения, когда буквально вчера вы сидели, шутки шутили с товарищем, а сегодня его не стало. Ещё в этом фильме можно увидеть, какие отношения складываются практически в каждом спецподразделении — в них нет жёсткой субординации, какая бывает в армии. А просто есть уважение друг к другу и понимание, что вы семья, что вам друг друга прикрывать в бою.
Холодный ум и живое отношение
В команде Енота тоже всё по-братски, но это не отменяет ответственности и дисциплины:
— В подразделении, где нахожусь, идёт разбег по возрасту, когда туда пришёл, был самый молодой. Как увидел этих дяденек 40-летних, подумал: ой, тут не до шуток. Сначала они сурово на меня смотрели, но на следующий день я уже стал частью коллектива — где-то помогали мне, подсказывали. И нагоняя давали, чтобы я понял, что тут всё серьёзно: ты работаешь с оружием боевым, и любая ошибка может повлечь много смертей, поэтому во всём нужен холодный ум и трезвая голова.
Но без позитива и внимательного человеческого отношения друг к другу в подразделении тоже никуда:
— Без шуток, даже самых чёрных или максимально тупых (вот дерево стоит, а вот оно ползёт), на СВО морально невозможно. Каждый человек там взрослый, у каждого есть свои внутренние семейные ситуации, переживания, проблемы, и никто ни от кого ничего не скрывает. Вот у товарища у ребёнка диабет обнаружили — мы сообща этот вопрос порешали, и ребёнку уже инсулиновую помпу поставили. Или у нас есть мужчины, жёны которых подают на развод. В коллективе такому человеку не дадут морально поникнуть. Мы и семьями в подразделении дружим, и жёны у нас кооперируют усилия, если надо какие-то проблемы решить.
Те, кто застали Советский Союз
Что ещё помогает участникам спецоперации выполнять свои задачи, так это понимание тектоники происходящих на Донбассе событий:
— Уже не одно поколение украинцев накачано агрессией в нашу сторону. Даже на освобождённых территориях из населения к нам хорошо настроены в основном те, кто застал Советский Союз. Говорят: где вы были 8 лет назад, мы вас столько ждали. Дай Бог, чтобы это старое воспитание они своим детям-внукам передали. У остальных, как я понял из общения с ними, вообще другой склад ума — с позицией «мы це Европа». Русские для них плохие, и их уже в этом, наверное, сейчас не переубедить.
Работать с людьми, искать диверсантов
На сегодняшний день, продолжил боец, задачи подразделения как раз и заключаются в работе с местным населением, охране особо важных объектов, поиске антенн, которые дают вражеским дронам лететь вглубь наших тылов, обнаружении диверсионно-разведывательных групп:
— На освобождённой штурмовиками территории никто из потенциальных диверсантов не встретит тебя с автоматом, а просто скинет фотку или смс-ку, и — жди ракеты. У нас было такое: мы работаем, а в этот населённый пункт уже идёт прилёт. Да, знание психологии нам помогает, у нас есть свои подходы в работе. И необычные решения нам тоже приходится применять. Но креатив, скорее всего, это обыденность, — находки чаще помогают нам в быту.
На Бога и чудо надейся, а сам не плошай
На вопрос, происходят ли на фронте чудесные случаи, земляк вспомнил 2022 год, когда после ракетного обстрела его товарищ, сидевший в домике, остался жив и сам выполз из-под завала:
— У нас тогда были потери. Пошли разгребать завалы. Стены, где был парнишка, скопом поднимали: одну, вторую поднимаем и видим, что во время попадания всё происходило как в мультике. Вокруг точки, где парень сидел и зашивал спальник, было всё в осколках по контуру. Автомат с магазином, который рядом стоял, тоже был разбит, спальник в клочья. А место, где он сидел, не тронуто. Да, контузию он получил, но что он выжил в этой ситуации — чудо.
При этом собеседник заметил честно, что ему понятнее жить не категориями чуда, а по правилам, когда он сам за всё отвечает:
— Отец мне с детства говорил такую фразу: «Сам о себе не позаботишься, никто о тебе не позаботится». И я её воспринимаю как девиз — что можешь сделать сам, своими руками, то и будет в жизни.