Рождение "Сигмы"
Во все времена пограничники считались элитой и стояли особняком от остальных родов войск. Когда говоришь о пограничниках, в голове сразу возникает устойчивая фраза: “Они первыми принимали удар врага”. Это правда, но это лишь часть их задач, список которых гораздо более широк и разнообразен.
У России самая большая в мире граница и она пролегает в самых разных климатических условиях. После развала СССР новые участки границы оказались абсолютно необорудованными и неподготовленными к встрече с неприятелем. Кризис власти привел к появлению напряженности на Северном Кавказе, чем немедленно воспользовались внешние силы. Через Чечню и Дагестан в страну начали проникать не только представители криминалитета, и вместе с ними огромные партии контрабанды, но также агенты иностранных государств и террористического подполья.
Обычные таможенные кордоны уже не могли сдерживать весь этот преступный поток: не хватало ни сил, ни материальной базы, а иногда и коррупция разъедала пограничные укрепления, разрушая их не хуже танковых клиньев врага.
Последней каплей стало нападение на 12-ю пограничную заставу Московского погранотряда в Таджикистане в 1993 году. Отряд афганских и таджикских боевиков пытался пробиться на территорию республики со стороны Афганистана. В самом начале атаки телефонная линия на заставе была перерезана, а радио уничтожено, в штаб успели передать только информацию о вылазке душманов. Пограничники 11 часов сдерживали их натиск, потеряли 25 человек убитыми, после чего было принято решение отходить в сторону другой заставы.
В 1994 году, 17 мая, новый командующий Федеральной пограничной службы генерал-полковник Андрей Николаев подписал приказ о формировании специального подразделения пограничных войск, которое получило название “Сигма”. С названием, кстати, связана анекдотичная история. Ходили слухи, что когда Николаева спросили, почему именно сигма (18-я буква греческого алфавита), он ответил фразой из фильма “Операция “Ы”: “Чтобы никто не догадался”.
Снаряжение своими руками
Руководить созданным подразделением назначили офицера группы “А” - знаменитой "Альфы" - подполковника Игоря Митрофанова. Выбор на него пал не только из-за того, что у него была отличная боевая и тактическая подготовка - другие в "Альфе" не служат, но и потому, что он окончил пограничное училище и за плечами у него была служба в погранвойсках. Места базирования для военных "Сигмы" устроили в Москве. Пока подразделение ещё не было укомлектовано, командир лично ремонтировал и штукатурил помещения казарм и штаба.
Становление было трудным. Личный состав собирали по крупицам отовсюду, разбирались, какое оружие будет наиболее подходящим для службы. Проводили экспедиции для выработки боевой слаженности. Бойцам выдали оружие и камуфляж, а вот про снаряжение забыли. Но это армия, где подобные мелочи никого не волнуют и командование может дать приказ добыть недостающую экипировку. Вот и пришлось изготавливать её вручную из подручных материалов.
В деле
Первое боевое задание “Сигма” выполняла в конце 1995 года в Дагестане. На тот момент местные таможенные пункты, как на трассе, так и на железной дороге, были полностью коррумпированы. Из Азербайджана беспрепятственно можно было провезти все, что угодно, чем и пользовались боевики, наводнившие в то время территорию Северного Кавказа. Азербайджан был своего рода перевалочной базой боевиков из Турции, которые впоследствии проникали в Дагестан и Чечню.
Начальник заставы, который привык брать деньги и закрывать глаза на содержимое контейнеров, был не в восторге от такой подмоги. Но на все его вопросы к начальнику оперативно-войскового отдела погранвойск в Дагестане о том, что за люди прибыли и чем они будут заниматься, он не получил конкретного ответа, его лишь осадили: “Это тебя не касается - молчи и слушай, что тебе приказывают. Отныне командир прибывшей группы руководит работой заставы”.
Тем же вечером группа спецназа незаметно прибыла к первому пункту пропуска и рассредоточились по его флангам. Местный командир снова попытался было качать права, но был жестко поставлен Митрофановым на место. Нехотя повинуясь, он снял с постов своих людей и отбыл.
Только за ту первую ночь разведчики задержали 32 нелегалов-нарушителей. Весть о новом строгом капитане разнеслась по окрестностям моментально.
“Едва утром я вышел из палатки, как ко мне подошли двое местных в папахах, - вспоминает Игорь Митрофанов. - Предложили пропустить без досмотра две фуры, обещая по 5 тысяч долларов за каждую. После того, как я приказал задержать их, они прямо по вспаханному полю развили такую скорость, что я даже на минуту подумал, что они уйдут”.
Результат не заставил себя ждать: в течение считанных дней поток нелегалов был остановлен. После этого спецназовцы демонстративно собрались, снялись и уехали. Следившие за ними местные очень обрадовались, но они не знали, что им на смену прибыла вторая группа того же отряда. И вновь в первую же ночь были задержаны 25 человек. Позже на этом участке перехватили иностранного шпиона.
В мае 1996 года “Сигма” обеспечивала безопасность во время визита Зелимхана Яндарбиева - президента самопровозглашенной Ичкерии, который прибыл на переговоры с Б. Ельциным с охраной из боевиков. Спецназовцы должны были предотвратить их выход из самолета, с чем они успешно справились без применения оружия.
Но кроме таких рутинных заданий, "Сигма" участвовала и в более серьезных операциях, которые до сих пор находятся под грифом секретности. Но стоит отметить, что после рейдов спецподразделения нападения на блок-посты и пункты пропуска сократились до нуля.
Конец "Сигмы"
В 2003 году, когда Федеральную пограничную службу объединили с ФСБ, “Сигма” была расформирована. Мотивировали это тем, что у ФСБ уже есть свой спецназ и его дубликат содержать нецелесообразно. Командиры пограничного спецназа называли это решение ошибочным, но в армии приказы не обсуждают. Между тем их слова оказались пророческими, потому что в 2007 году в ФСБ инициировали создание нового спецподразделения, задачи которого были схожи с теми, которые выполняла “Сигма”.