Таким образом скорость не имеет смысла без точности и наоборот. Так как для подсчёта результата — полученные очки делятся на время, то должно быть хоть что-то, что можно делить. Как гласит одна шутка: «Неважно, с какой скоростью стрелок промахивается.»
Хит-фактор на примере
Давайте рассмотрим расчет хит-фактора на примитивном примере — перед Вами одна картонная IPSC мишень, которую необходимо поражать двумя выстрелами. Предположим, что Вы очень медленный стрелок и сделаете два выстрела в мишень аж за целых 2 секунды, при этом рассмотрим два варианта:
За 2 секунды вы дважды поразили зону «Альфа», соответственно набрали 10 очков;
За 2 секунды вы дважды поразили зону «Дельта», соответственно набрали 2 очка.
Таким образом:
В первом случае хит-фактор: 10 очков / 2 секунды = 5
Во втором случае хит-фактор: 2 очка / 2 секунды = 1
Чувствуете какая колоссальная разница получается? В ПЯТЬ раз! Не «НА», а «В» 5 раз! Выходит точность превыше всего? Нет, не выходит ? Мы с Вами рассматривали в примере одинаковое время. Давайте вспомним математику. А можем ли мы во втором случае получить хит-фактор 5 при условии, что мы дважды попали в зону «Дельта», а не в зону «Альфа»? Ответ — да. Для этого нужно чтобы оба выстрела уложились в 0,4 секунды...
2 очка / 0,4 секунды = 5
Как видите, не всё так однозначно. Точность безусловно нужна, но может существовать некий баланс.
Хит-фактор и математика практической стрельбы
Я Вас наверняка сильно удивлю, если скажу, что бывают ситуации, когда для получения более высокого хит-фактора можно не стрелять в мишень вообще...
Но сначала давайте разберемся в основах. Итак, согласно статистике, если Ваш средний хит-фактор на каждом из упражнений матча будет равен 2, то ваше итоговое место в результатах матча будет скорее всего в числе с 1-го по 3-е место. Если на каждом из упражнений хит-фактор будет больше 2-х, то скорее всего Вы займёте первое место. Но в жизни такой стабильности не случается. Поэтому, для того, чтобы занять первое место, нужно стремиться получить на упражнении хит-фактор = 3 (тогда на каких-то других упражнениях можно получить и 1, среднее получится равно 2-м).
Теперь непосредственно к хитрости математики спорта. Представим, что Вы приходите на упражнение и Вам предстоит длинное упражнение. Из брифинга следует, например: максимальное количество очков 200, количество стандартных IPSC мишеней 20, некоторое количество штрафных мишеней, минимальное количество выстрелов 40. Значит, для того, чтобы набрать хит-фактор равный 3, Вы должны уложиться в один из двух (крайних) вариантов:
Поразить все 20 мишеней двумя выстрелами в зону «Альфа» и пройти упражнение за 66,66 сек (200 очков / 3 х.ф. = 66,66 сек)
Поразить все 20 мишеней двумя выстрелами в зону «Дельта» и пройти упражнение за 13,33 сек (40 очков / 3 х.ф. = 13,33 сек)
В обоих случаях Вы получите один и тот же хит-фактор. Вам второй вариант кажется нелепым? Ну тогда задумайтесь над тем, что в реалии чтобы набрать 40 очков, Вам нужно всего лишь 8 раз из 40-ка выстрелов попасть зону «Альфа», все Ваши остальные попадания увеличат Ваши очки и, соответственно хит-фактор. Теперь уже второй вариант не кажется настолько нелепым, каким казался изначально? Но это без промахов, необстрелов и попаданий в штрафные мишени.
У Вас «мозг ещё не закипел»? Нет? Ну тогда ещё усложним задачу. Вспоминаем размеры штрафов за необстрелы, промахи и ноушуты (поражение штрафной мишени). Итак, согласно действующей на момент написания данной статьи редакции правил вида спорта практическая стрельба:
«Необстрел»
Пункт 9.5.6. — Спортсмену, который не произвёл ни одного выстрела по лицевой стороне каждой зачётной мишени на упражнении, будет назначен один процедурный штраф за каждую необстрелянную мишень, а также соответствующее количество штрафов за промахи (пункт 10.2.7).
Штрафы
Процедурный штраф = минус 10 очков;
Штраф за каждый промах = минус 10 очков;
Штраф за каждое поражение штрафной мишени = минус 10 очков.
Хитрая математика
Следовательно: один процедурный штраф это минус 10 очков, 2 промаха по минус 10 очков. Итого минус 30 очков за необстрел одной картонной IPSC мишени!
При этом надо помнить, что согласно тем же правилам: Промах по мишении не считается необстрелом. Это означает, что если Вы, даже не прицеливаясь, явно выстрелили 1 раз в сторону какой-либо мишени, то необстрела уже не будет. И Вам засчитают уже только два промаха, а это минус 20 очков.
Теперь, возвращаясь к примеру, описанному выше, с 20-ю картонными IPSC мишенями, предположим, что 1 из них стоит на дистанции 300 метров и там же, в непосредственной близости с ней, стоит некоторое количество штрафных мишеней. Это означает, что Вам придётся стрелять по ней из устойчивого положения — лёжа, с сошек. При этом всё равно останется риск промаха, риск попадания в штрафную мишень, вдобавок обстрел этой мишени займёт довольно много времени, включая вход в позицию лёжа, прицеливание и, скорее всего, остальные стрелки будут производить по ней не два, а 3 или 4 выстрела (для надёжности). Это займёт ещё больше времени. Теперь рассмотрим, как альтернативный вариант — умышленное непоражение данной мишени. Чтобы уменьшить размер штрафов, эту мишень стоит «обстрелять», т.е. сделать один выстрел в её направлении (не тратя времени на прицеливание, просто чтобы обозначить для судей на упражнении обстрел этой мишени и ни в коем случае не пытаться попасть в неё, дабы случайно не всадить пулю в штрафную мишень). Что мы имеем в итоге — 2 промаха, что составляет 2х10= — 20 очков. Значит из нашего результата вычтут 20 очков. Возвращаясь к примеру выше, с хит-фактором 3, мы должны набрать минимум 60 очков (60 очков — 20 штрафных = 40 очков) и пройти упражнение за 13,33 секунды. 40 очков / 13,33 сек = 3 х.ф. Реально ли это? Пока ещё нет. Упражнение на 40 выстрелов. Вы не собираетесь делать 2 выстрела по дальней мишени, но делаете в её сторону 1 выстрел. Вам остаётся сделать 38 выстрелов (по оставшимся 19 мишеням). 38 выстрелов за 13,33 сек (минус время на 2 произведенных выстрела) — мало реально. Тогда давайте исходить из того, что на 38 выстрелов нам понадобится 38 секунд (это уже с избытком, поверьте). Рассчитаем требуемое количество очков для хит-фактора равного 3.
38 секунд х 3х.ф. = 114 очков. К ним нужно прибавить штраф, который у нас вычтут, это 20 очков. 114 очков + 20 очков = 134 очка.
Таким образом, по итогу, чтобы получить хит-фактор 3, мы должны на 19 мишенях собрать 134 очка не более чем за 38 секунд, при этом в дальнюю мишень мы просто делаем 1 выстрел «в ту сторону» и всё. Максимальное количество очков на 19 мишенях = 190. Разница с требуемым количеством очков = 56. Это допустимые 28 «чарлей». Если мишени стоят близко или открываются по несколько с одной стрелковой позиции, то стрелок обычно затрачивает 1-1,5 сек на 4 выстрела.
И вот, ситуация выглядит уже реальной. Нам нужно минимум собрать 10 «Альф» и 28 «Чарлей» за 38 секунд. Любое улучшение (очков или времени — будет в нашу пользу).
Все подобные математические хитрости обычно возможны лишь на длинных и иногда на средних упражнениях. На коротких это зачастую невозможно. Просчитать варианты перед упражнением Вы вряд ли сможете. Такие варианты считаются дома, накануне матча, после того как Вы ознакомитесь не только с брифингами, но и посмотрите на то, как построены упражнения «вживую». На огнестрельных матчах, упражнения строят к прематчу, обычно за 2 дня до начала основного матча. Многое зависит от построения каждого конкретного упражнения и имеет смысл лишь тогда, когда пропуская мишень, Вы сможете сэкономить большое количество времени. Если вдобавок эта мишень «сложная» (дальняя и с «бабками»), — это тоже довод в пользу её исключения.
Если Вы научитесь пользоваться подобной математикой, это переведёт Вас, как стрелка, на более высокий уровень.
Спорт и спецназ - все самое интересное