Сделал боеспособную дивизию из обычных солдат
«Странно: генерал Корнилов свою дивизию никогда не жалел: во всех боях она несла сильные потери, а офицеры и солдаты его любили и полностью ему доверяли. Он и себя не жалел, лично был храбр и шёл вперёд без колебаний, – писал о Корнилове генерал Брусилов, его командир в Первую мировую.
Генерал Деникин выделял в Корнилове редкое умение воспитывать войска – из второсортной части за короткий срок делать славную боевую дивизию; решительность и упорство в достижении самой нелёгкой цели; безрассудную личную храбрость.
Полк изначально создавался как элитное подразделение
В 1917 году, после Февральской революции, значительная часть Русской императорской армии оказалась во власти революционной пропаганды. В противовес её разлагающему влиянию, в воинских соединениях создали «ударные» подразделения.
Дата рождения полка – 19 мая 1917 года, когда Корнилов одобрил в своей 8-й армии инициативу капитана Неженцева о создании элитного «ударного отряда для противодействия разложению и пассивности войск» .
10 июня 1917 года ударный отряд получил личное шефство Корнилова и своё, ставшее знаменитым, красно-чёрное знамя с черепом. Для ударников-корниловцев было придумано не только знамя, но и особая форма – тоже чёрно-красная. У офицеров и солдат на погоны и кокарды были нанесены черепа с мечами. Кители, брюки, петлицы и фуражки офицеров окаймлялись белым кантом. На левом рукаве был шеврон с черепом и скрещёнными мечами. В августе 1917-го отряд вырос до полка.
Из воспоминаний немногих ветеранов-корниловцев, их грозную чёрную форму не выдавали всем, и её нужно было заслужить в бою.
Самые непримиримые враги большевиков
После Октябрьской революции, когда Русская армия превратилась в неуправляемую вооружённую толпу, несколько сотен корниловцев во главе с Митрофаном Неженцевым прибыли разными путями в Новочеркасск. Там полк привлёк под своё знамя многих врагов большевизма и был воссоздан.
Генерал Деникин характеризует Неженцева как:
«бесстрашного офицера, влюблённого в Корнилова и в его идею храбрости до самопожертвования, жившего только полком и для полка»
Митрофан Осипович погиб 30 марта (12 апреля) 1918 года при штурме Екатеринодара, когда лично увлекал цепи корниловцев в атаку. Ему был всего 31 год. А на следующий день от прямого попадания снаряда в здание штаба, там же, под Екатеринодаром, погиб и генерал Корнилов.
Полк-феникс, возрождавшийся вновь и вновь
Первый Кубанский поход вообще стал катастрофическим для корниловцев. Полк сражался мужественно и стойко, охотно шёл в штыковые атаки. Нёс при этом ужасающие потери: из 1200 человек после Первого Кубанского похода в строю остались всего 67(!) Остальные – были убиты, ранены или дезертировали (большинство принятых в полк казаков оказались не готовы к таким кровопролитным боям и потихоньку «исчезли» из него).
Но после гибели Корнилова и практически всего своего первоначального состава, полк возродился, став символом стойкости и полного презрения к смерти. И это воссоздание происходило за годы Гражданской войны ещё неоднократно.
После Неженцева за годы гражданской на своём посту погибло ещё четыре командира Корниловского полка! А ещё трое – получали тяжёлые ранения и выбывали из строя!
Удивительное дело: полк несколько раз полностью менял состав из-за катастрофических потерь, а желающих надеть чёрную форму с черепами не убавлялось, и служить в этом «подразделении смертников» было делом престижным и почётным. А их чёрная форма с черепом и костями только подчеркивала презрение к смерти.
Несмотря на полные обновления, полк продолжал демонстрировать те же стойкость и смелость, что и раньше. Он всегда был ударным не только на словах, но и на деле – всегда на острие атаки.
Новые корниловцы были по духу теми же, которые ранее пали в бою, потому что в полк шли самые фанатичные борцы с большевизмом, самые убеждённые патриоты. Они и задавали тон.
«Мы шли по зову сердца: за обманутый народ, за распятую Россию. Политических планов не строили», – вспоминал ветеран полка в интервью белоэмигрантской газете.
Воинская доблесть, стойкость, товарищество, презрение к смерти, беззаветный патриотизм – благодаря этому корниловцы стали считаться элитой Белой армии. И считали их таковыми как соратники, так и враги.