Да, «Альфа» и «Вымпел» имеют определенный почерк, свою самостоятельность. Но в целом — это единый «боевой кулак». Это было политически зрелое решение и мудрость руководства органов государственной безопасности в лице директора ФСБ Владимира Путина.
— Не скрою, что первоначально идея создания Центра поддерживалась далеко не всеми, — отмечал на страницах газеты «Спецназ России» Герой Советского Союза генерал-майор Геннадий Зайцев. — Были опасения такого рода: объединенные в один коллектив подразделения могут потерять свою индивидуальность, что привело бы к потере профессионализма. К счастью, эти опасения оказались лишены основания. Да, штатная численность оказалась меньше, чем совокупная вошедших в него подразделений — сокращению подверглись управленческий аппарат и численность структур обеспечения. Зато многократно возросли боевая мощь и возможности «ударной силы ФСБ».
Вообще, идея объединить под одной крышей спецназ госбезопасности была не нова — с 1995-го по 1997 год «Альфа» и «Вымпел», наряду с оперативными управлениями, входили в состав Антитеррористического центра ФСБ России.
Новый этап развития силовой блок главной спецслужбы страны получил 8 октября 1998 года, когда назначенный на должность директора ФСБ Владимир Путин подписал приказ о создании Центра специального назначения. Его начальником стал бывший командир «Вымпела» генерал-майор Александр Евгеньевич Тихонов.
На первоначальном этапе в состав Центра вошли два спецподразделения госбезопасности, созданные еще в советские годы — «Альфа» (июль 1974 года) и «Вымпел» (август 1981 года), имеющие статус управлений. Затем к ним добавилась Служба специальных операций.
— Не было другого решения у руководства органов государственной безопасности, кроме как создание «единого кулака», — убежден статс-секретарь Ассоциации ветеранов ГСН «Вымпел» Николай Похиленко. — Даже если поставленные задачи где-то были несвойственны Группе «А» или Управлению «В», но была политическая необходимость — это создание единого центра, чтобы решать задачи на Северном Кавказе. Именно поэтому Владимир Егорович Проничев и Александр Евгеньевич Тихонов создали тот кадровый задел и ту идеологию, которая послужила и служит до сих пор идеологией Центра специального назначения ФСБ России.
Основной задачей Управления «А» было освобождение заложников на объектах транспорта, включая аэропорты и вокзалы, в жилых домах и иных помещениях. «Вымпел» же, первоначально созданный для разведывательно-диверсионной деятельности за рубежом (в «особый период»), в 1990-е годы был воссоздан и переориентирован на антитеррористическую и антидиверсионную деятельность. Его новый профиль — защита объектов повышенной экологической опасности: ядерные реакторы и электростанции, химические заводы, оборонные предприятия.
— За основу при создании ЦСН была взята мощная база Управления «В», — рассказал генерал-лейтенант Валентин Андреев в интервью газете «Спецназ России» («Центром единым», декабрь 2008 года), — это штаб, медицинский и автомобильный отделы, серьезное тыловое и техническое обеспечение. Многие руководители «Альфы» до последнего момента сражались за свою самостоятельность, за особый статус подразделения. Но здравый смысл возобладал. Конечно, «Альфа» теряла некоторую самостоятельность в решении финансовых и кадровых вопросов. Формально этого лишался и «Вымпел», но он оставался на своей базе, его структуры фактически остались без изменения.
Туда же, в Подмосковье, планировалось перебазировать и «Альфу», исторически размещавшуюся в Москве. К тому времени база подразделения в Олсуфьевском переулке давно не соответствовала уровню задач, поставленных перед подразделением. Однако переезд не состоялся благодаря вмешательству бывшего командира Группы «А» Героя Советского Союза Геннадия Зайцева — им были найдены веские аргументы, позволившие пересмотреть это решение.
«Я решил обратиться к Евгению Савостьянову, бывшему начальнику УФСК по Москве и Московской области, — вспоминал Геннадий Николаевич в интервью «Спецназу России». — Я его хорошо знал. На тот период он являлся первым заместителем руководителя Администрации Президента России. После вводных слов я рассказал Савостьянову, что складывается такая ситуация. «Да, мне это известно, я проинформирован руководством», — отвечает он. Мне нужно было подобрать такой довод, понятный моему собеседнику, чтобы он возымел воздействие. И не только на него, но и на вышестоящее руководство. Естественно, что свою позицию, свою аргументацию я продумал заранее.
«Евгений Вадимович, — говорю ему, — а вы понимаете, что от места предлагаемой дислокации в Балашихе в Москву можно добраться только двумя маршрутами — по двум шоссе. Представьте себе, что они будут перекрыты грузовиками, и все встало! И «Альфа», случись в столице что-то серьезное, не попадет в Москву. А кто будет защищать Кремль? Мне представляется, что «Альфу» в обязательном порядке нужно оставлять в Москве».
«Ты прав, — ответил Савостьянов. — Тут нужно серьезно подумать. Я эти соображения обязательно доложу руководству ФСБ с тем расчетом, чтобы они были пересмотрены». Видимо, этот доклад возымел действие, и «Альфа» осталась в Москве. А через два года Группа перебралась на новое место, где она и находится по настоящий день. Этим занимался уже другой командир подразделения — генерал Андреев Валентин Григорьевич.
ЩИТ И МЕЧ РОССИИ
Управление «А» получило новую базу в столице, когда уже шла вторая военная кампания на Северном Кавказе.
— В июне 1999-го мы уже функционировали как боевая единица Центра, времени на раскачку не было, — вспоминает генерал Валентин Андреев. — Летом мы уже включились во вторую «чеченскую» кампанию — в августе в Дагестан вылетела первая группа. Кроме того, мы участвовали в реализации разработок столичного УФСБ и других управлений.
Через девять месяцев, в июле 1999-го, состав Центра пополнился Службой специальных операций. Ее возглавил Валентин Андреев, его заместителем стал ветеран Группы «А» Алексей Сергеев.
Рассказывает Герой Советского Союза Геннадий Зайцев: «Когда было принято решение о формировании Службы специальных операций, то на должность заместителя ее начальника рассматривали кандидатуру Алексея Викторовича Сергеева. Валентин Григорьевич Андреев уже был утвержден начальником Службы. Он спросил меня, как я отношусь к тому, что Сергеева назначат заместителем начальника Службы. Я его рекомендовал на эту должность с чистой совестью. Тем более что он мог передать новой Службе богатый опыт «Альфы». Я всегда ратовал за то, чтобы сотрудник шел на повышение. Алексей Викторович этого заслуживал».
В 1999 году генерал Валентин Андреев был назначен начальником Управления «А», а Алексей Сергеев возглавил Службу специальных операций. Структура была создана на базе 12-го отдела Управления экономической контрразведки ФСБ и 3-го отдела по борьбе с незаконными вооруженными формированиями УФСБ по г. Москве и Московской области. Ее главной задачей стало боевое прикрытие оперативных и следственных мероприятий, проводимых по линиям работы Лубянки.
24 апреля 2008 года Служба была преобразована в Управление специальных операций ЦСН — для оперативно-боевого сопровождения оперативно-розыскной деятельности органов ФСБ. Поскольку перед УСО были поставлены новые задачи, его личный состав пополнялся, в том числе и за счет сотрудников «Альфы» и «Вымпела».
Сотрудники УСО умеют не только захватить объект оперативной разработки, но и грамотно войти в помещение и не допустить уничтожения важной документации и вещественных доказательств преступной деятельности.
Помимо профильных задач личный состав УСО обкатали боевыми командировками на Северный Кавказ. Подобно тому, как в 1980-х годах весь личный состав Группы «А» прошел через боевые стажировки в Афганистане.
В целом, все три структуры — «Альфа», «Вымпел» и УСО — способны на высоком профессиональном уровне решать главную задачу: это комплексная борьба с терроризмом. Умение работать слаженно, в команде и под одним началом показали операции на Дубровке и в Беслане.
Спустя пять лет, вскоре после событий в Беслане, 11 сентября 2004-го приказом директора ФСБ в составе Центра была создана Служба боевого применения вооружения. Данное решение было продиктовано постоянно повышающейся ролью технических средств при проведении оперативно-боевых мероприятий и специальных операций.
Главными задачами, поставленными перед новым подразделением, были эксплуатация сложных комплексов специальных технических средств и участие в разработке новых образцов вооружения и внедрение их в боевую практику Центра.
Еще одним подразделением, вошедшим в состав Центра в 2008 году, стала Служба специального назначения Оперативно-координационного управления ФСБ России по Северному Кавказу (место дислокации — г. Ессентуки), к тому времени имеющая более чем 10-летнюю историю и свой список невосполнимых потерь. Ныне она переименована в Управление «К» и активно участвует в выполнении задач, возложенных на Центр в Северо-Кавказском регионе.
31 марта 2014 года, сразу после вхождения Республики Крым в состав России, с целью борьбы с терроризмом в этом стратегически важном регионе руководством Центра было принято решение о создании 2-й Службы с дислокацией в г. Симферополе.
Новое подразделение было укомплектовано как сотрудниками, пожелавшими перевестись на новое место службы из Москвы и других регионов, так и бывшими сотрудниками Центра специальных операций «А» Службы безопасности Украины, присягнувшими на верность Российской Федерации.
Особое место в структуре ЦСН занимает штаб, начальниками которого в разные годы были генералы Александр Иванович Мирошниченко и Сергей Вениаминович Уколов.
Помимо непосредственно организационно-штабной работы на личный состав штаба были возложены задачи по боевой подготовке личного состава, а также по анализу и обобщению оперативно-боевого опыта, который в дальнейшем мог бы использоваться в практической деятельности.
Следует также отметить, что в связке с Центром, выполняя различные оперативно-боевые задачи, всегда действовал региональный спецназ ФСБ. Это и две службы специального назначения (питерский «Град» и краснодарская «Альфа»), и двенадцать РОСНов, и отделы сопровождения оперативных мероприятий (ОСОМы), существующие во многих региональных Управлениях ФСБ.
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НА ВОЙНЕ
Несмотря на все существующие трудности, сотрудникам Центра с самых первых дней пришлось активно включиться в борьбу с организованной преступностью и терроризмом.
Боевым крещением ЦCН ФСБ России как «ударного кулака» Лубянки стали события в Дагестане в августе 1999 года, когда в республику из мятежной Ичкерии вторглись отряды Шамиля Басаева и араба Хаттаба. Многие жители Ботлиха и Новолакского с тех пор обязаны жизнью офицерам и прапорщикам Центра.
С поздней осени 1999 года сотрудники ЦСН ФСБ России стали полноценными участниками операции в Чеченской Республике, работая вахтовым методом. Бойцы спецназа принимали самое непосредственное участие в освобождении Гудермеса, штурме Грозного, села Комсомольского и ряде других знаковых событий.
Но главной задачей спецподразделений ФСБ на Северном Кавказе стали операции по ликвидации и задержанию главарей незаконных вооруженных формирований — так называемая адресная работа. Аслан Масхадов, Салман Радуев, Арби Бараев, Абу Умар, Абу-Хавс — самые известные из обширного списка. Он состоит из сотен фамилий уроженцев России и граждан самых различных государств.
Как говорит президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Общественной палаты РФ Сергей Гончаров:
— Результат по уничтожению главарей банд, иностранных наемников и боевиков был достигнут не только за счет высокой индивидуальной подготовки сотрудников спецназа ФСБ, но еще и благодаря способности работать единой командой, понимать друг друга с полуслова и чувствовать общую ответственность за дело. Спецназ — это высокий уровень морального единства людей, готовых идти на смерть, как это было в Будённовске, на Дубровке или в Беслане. Плюс, разумеется, способность принимать нестандартные решения в экстремальной, быстро меняющейся обстановке.
В послужном списке спецназовцев есть и классические операции по освобождению заложников. Так в июне 2001 года, в Минеральных водах, сотрудникам Управления «А» пришлось освобождать людей, захваченных в рейсовом автобусе. Террориста, вооруженного автоматическим оружием и боевой гранатой, ликвидировали снайперы.
Однако одну из двух самых известных операций сотрудники Центра провели в российской столице. 23 октября 2002 года на Дубровке сорок вооруженных боевиков Мовсара Бараева захватили в заложники более девятисот актеров, работников и зрителей мюзикла «Норд-Ост». Здание было заминировано, боевиками были убиты несколько безоружных человек.
Выдвинув невыполнимые требования — вывод войск из Чечни — и угрожая расстрелом заложников, террористы вынудили руководителей операции отдать приказ о штурме. Сотрудникам Управлений «А» и «В» удалось сделать невозможное — не допустить подрыва здания и спасти сотни человеческих жизней. Все террористы, включая главаря, были уничтожены.
Через два года в Беслане в заложниках у террористов оказалось уже более тысячи человек, большая часть из которых были учениками школы № 1. Сотрудникам спецназа, прибывшим в город, предстояло действовать в тяжелейших условиях — ополченцы из числа родственников заложников пообещали стрелять им в спину, если бойцы «Альфы» и «Вымпела» пойдут на штурм.
Ситуация достигла своего критического апогея днем 3 сентября, когда в спортзале захваченной школы, где находилось основное число заложников, прогремело два взрыва — сработали СВУ террористов. В этой ситуации сотрудникам Центра не оставалось другого выхода, как начать в первую очередь спасательную операцию, а уже затем уничтожать террористов.
Выжить удалось не всем заложникам — 3 сентября 2004-го стало последним днем в жизни 334 человек...
Конечно, такие знаковые операции, широко освещаемые средствами массовой информации — это вершина айсберга. Практически ежедневно сотрудники ЦСН ФСБ участвуют в проведении специальных операций и оперативно-боевых мероприятий по пресечению деятельности преступных групп, занимающихся контрабандой наркотиков, торговлей оружием, хищением культурных и исторических ценностей, изготовлением поддельных денежных знаков.
Безусловно, география работы сотрудников ЦСН ФСБ России не ограничивается Москвой и Северным Кавказом. Существенно со временем расширился и круг задач. Так, сотрудникам Центра было поручено обеспечение безопасности торжеств по случаю 300-летия Петербурга, зимних Олимпийских игр в Сочи и Чемпионата Мира по футболу.
Весной 2014 года сотрудники спецподразделений Центра работали в Крыму во время обеспечения безопасности референдума, на котором решался вопрос по вхождению Республики Крым в состав России, и участвовали в разоружении частей Вооруженных сил Украины.
Сотрудники ЦСН ФСБ России не единожды осуществляли охрану высших должностных лиц во время их визитов в Северо-Кавказский регион.
Автор: КОНСТАНТИН СОВЕТОВ