В хоккейной команде Уэйн начал играть уже в возрасте 5 лет, а когда ему стукнуло 10, то забивал по десятку голов за матч. Канадские газеты уже вовсю писали о новом феномене, а болельщики ждали нового идола. Горди Хоу был на сходе, Бобби Орр тоже, а хоккейный кумир канадцам всегда был ох как нужен. Срочно требовался новый герой и взрослеющий Гретцки на эту роль подходил идеально.
А когда Уэйн отыграл полноценный сезон за юниорскую команду «Су грейхаундс» и забил 70 голов, то все сомнения, даже у завзятых скептиков, отпали. Канада уже не сомневалась в том, кто же теперь займет вакантное место в сердцах болельщиков. Даже сам Горди Хоу, лично, сфотографировался с Уэйном и на всю страну объявил, что именно этот парень станет его преемником. Не нужно объяснять, что для Гретцки эти слова были дороже любых голов и медалей.
В этот же период его жизни, менеджер юниорской команды посоветовал игроку поменять номер на более яркий. 19й, конечно, хорошо, но 99й будет круче! Уэйн его совету последовал, и мало того, что всю оставшуюся карьеру он играл только под этим номером, так еще и после ее окончания НХЛ запретила кому-либо использовать «две девятки»!
Понятно, что все североамериканские хоккейные клубы мечтали заполучить талантливого юношу и борьба за него разгорелась нешуточная. Но вот ведь какое дело, в НХЛ существовали жесткие правила на тему контрактов с молодыми игроками, а в ВХА никаких ограничений не было, поэтому Гретцки оказался в «Индианаполисе». Но ненадолго, всего лишь на сезон. Через год, в результате мутной сделки, его просто за наличные (что было крайне редко, почти не было таких случаев) выкупил «Эдмонтон Ойлерз». Какая сумма, спрашиваете? Это большая тайна и до сих пор не разглашена. Боюсь, потому что она слишком огромна)) А затем ВХА обанкротилась, «Эдмонтон» взяли в НХЛ и этот клуб стал на долгие годы ассоциироваться только с Уэйном Гретцки.
А что касается ожиданий болельщиков, то Уэйн их тоже полностью оправдал. Голубоглазый, скромный, симпатичный блондин влюбил в себя не только специалистов и болельщиков, каждая канадская домохозяйка знала, что это за парень, а именно это и нужно было НХЛ!
И начались знаменитые рекорды (по голам, пасам и тд), Гретцки их устанавливал один за другим, можно сказать, что поставил их на поток. Синден, генеральный менеджер «Бостона» как-то сказал, что остановить Гретцки можно только единственным способом – атаковать его во время исполнения государственного гимна». И в этой шутке правды было больше, чем собственно шутки. И никто уже не сомневался, что невысокий и хрупкий юноша играет в хоккей лучше всех.
Я уже упоминал, что появление Гретцки стало для Лиги манной небесной. Они подливали масла в огонь, печатая его фотографии в глянцевых журналах, показывая его белозубую улыбку всему миру. И это сработало – эта улыбка глянулась народу куда больше, чем беззубый злобный оскал Бобби Кларка и Уэйн мгновенно стал суперзвездой мирового масштаба.
Всегда элегантный, вежливый, не замеченный ни в одном скандале Уэйн Гретцки, причем невероятно много забивающий – это было то, что нужно.
И до поры до времени все было чудесно-великолепно, Гретцки радовал публику и выиграл вместе с «Эдмонтонтоном» четыре (!) Кубка Стенли!!! Казалось бы, он и карьеру закончит в этой команде, и сам он не раз говорил, что об этом мечтает.
Но в один прекрасный момент, прямо на своей свадьбе, он узнал, что владелец клуба его продал во всех смыслах. Продал в Калифорнию, где хоккей был так себе, в самую захудалую на тот момент команду «Лос-Анжелес Кингз». Почему продал? С этим как раз все понятно – он таким образом одним махом решил все свои финансовые проблемы.
Гретцки тогда не скрывал своих слез и, пожалуй, с ним плакала вся Канада... Понятно было, что больше Уэйн ничего не выиграет, но тем не менее он снова сделал больше, чем смог бы сделать в этой ситуации кто бы то ни было. Свой первый гол за «Лос-Анжелес» он забросил первым же броском, затем в очередной раз стал самым ценным игроком всея НХЛ и в конце концов вывел свою новую команду в финал Кубка Стэнли. Большего не смог бы сделать даже Господь Бог, если бы ему дали в руки клюшку и поставили на коньки...
Затем в карьере у Гретцки были «Сент Луис» и «Нью-Йорк Рейнджерс», после чего он благополучно повесил коньки на гвоздь. Чем он занимается сейчас – это тема отдельной статьи, а чем занимаемся мы итак понятно.
Мы ждем, когда на льду появится очередной Уэйн, хоккеист, который влюбит в себя абсолютно всех, сопоставимый по уровню с Великим Гретцки. Но что-то мне подсказывает, что не дождемся...
P.S. Занимательный факт.
В начале XX века дед Уэйна, Терентий Лаврентьевич Грецкий, иммигрировал в Канаду из Гродненской губернии Российской империи (в настоящее время в Беларуси). Там он женился на украинке Марии из города Подгайцы (ныне Тернопольская область, Украина). Терентий Грецкий занимался фермерством, во время Второй мировой войны служил в канадской армии. По воспоминаниям Уэйна, он был очень близок с дедом, в детстве ежегодно приезжал летом к нему на ферму. Когда Уэйн начал играть в хоккей, дед и отец поддерживали его в этом стремлении, и Терентий Грецкий приходил с женой на тренировки внука.