Существуют несколько версий названий ката в зависимости от диалекта местности, где она практикуется: «саам дзин», «сан чиен», «сан тян» или «сам чин».
Философия и значение комплекса через призму истории
Санчин-но-ката это один из древнейших медитативных комплексов, уходящий вглубь веков, в Китай. Он даёт возможность спортсмену овладеть базовыми навыками, необходимыми для успешного ведения поединка. К таким навыкам можно отнести правильно поставленные фазы расслабления и напряжения, концентрацию усилий и внимания, контроль дыхания, правильное положение тела в бою, включая контроль работы отдельных мышц.
Сам комплекс представляет собой набор медитативно-дыхательных движений. Он формировался и оттачивался в южных провинциях Китая в течение многих столетий и пришёл в каратэ практически без изменений.
Классической целью практикующего данный комплекс являлось овладение внутренней энергией ци в такой мере, чтобы она помогала противостоять сильным ударам соперника и усиливала собственные стойки и удары.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Истоки Санчин ката, как и истоки японского каратэ, лежат в Китае. Многие исследователи сходятся на мнении, что основной вклад в формирование современного вида комплекса внесли школы ушу южнокитайской провинции Фуцзянь.
На протяжении почти полутора тысяч лет китайские мастера совершенствовали техники объединения медитативных практик и дыхательных упражнений в движении, направленных на развитие внутренней энергии ци.
Несложно догадаться, что конечной целью подобных упражнений являлось стремление повысить боевые качества бойца, усилить удар и укрепить тело.
В результате такой длительной и напряжённой работы, около трёхсот лет назад, выкристаллизовалась ката Санчин, а стойка, в которой выполняется этот комплекс, стала опорной для целого ряда направлений китайской школы ушу Пять предков.
При этом сама Санчин была лишь частью медитативных и дыхательных тренировочных циклов, рассчитанных на несколько лет упорных каждодневных занятий, в результате дававших возможность вкладывать внутреннюю энергию ци в удар.
В то время ката на Окинаве служили исключительно для отработки перемещений и ударов, в них не закладывался тонкий метафизический смысл.
Школа Хигаонна Канрё, проходившего обучение в Китае, принесла на Окинаву техники контроля сознания. Санчин ката была в их числе. Школа, названная после смерти мастера Сёрей-рю, стала истоком для многих других школ каратэ. Она оказала огромное влияние, в том числе и на Уэти-рю, и на Годзю-рю. Широко известные сегодня формы Сантин и Тэнсё заняли важное место в этих школах.
Что интересно, в стиле каратэ Уэти-рю ката всегда рассматривались большей частью как инструмент тренировки сознания, что показывает близость подхода этой школы к китайскому ушу. Известно также отношение основателя Годзю-рю Мияги Тёдзюна к внутренней работе, который придавал большое значение тренировке сознания и медитации.
В процессе становления и популяризации каратэ в Японии, на рубеже 19-20 веков, в стремлении уйти от китайского влияния и в угоду массовости, произошло упрощение техник, пришедших из Китая.
Многие элементы, связанные с духовными и энергетическими практиками, требующие крайне длительного и упорного освоения были попросту вычеркнуты из процесса обучения. Но значимость Санчин и эффект, который она производила, были настолько велики, что её невозможно было просто взять и выбросить. Эту форму предпочли оставить практически все школы каратэ. Ката пришла к нам в современный мир практически без изменений.
И хотя из большинства спортивных боевых искусств исчез целый пласт психоэмоциональной и медитативной подготовки сознания, и каратэ, в том числе Киокушинкай, здесь не исключение, влияние этого комплекса и его значение крайне велико.
Сегодня Санчин ката в основном используется для отработки правильной техники дыхания и постановки способов группировки корпуса и оптимального напряжения мышц для защиты от сильных ударов.
А элементы этой ката можно увидеть в таких формах как Тэнсё, Сейсан, Дзюсан, Супаримпэй и некоторых других.