wrapper

Спорт после 40

Корзина пуста

Если вы искренне любите греблю и вам катастрофически не хватает о ней классных материалов, то этот рассказ, написанный еще в советское время, вам понравится.

***

Говорят, что в хороших семьях все похожи друг на друга. В хороших командах – тоже. Дело, конечно, не во внешнем сходстве. А в том родстве душ, что сквозит в чертах лица, что угадывается в интонациях голоса. И в той атмосфере взаимной сердечности, что ощущаешь, общаясь с девушками из литовской четверки распашной с рулевой, ставшими чемпионками VIII Спартакиады народов СССР.

Ангеле Куликаускайте и Стефания Пледите, Вида Цесюнайте и Феодосия Калейникова. Рослые, симпатичные, что называется, кровь с молоком. И Арвиде Чеснулите тоже симпатичная, тоже кровь с молоком. Но маленькая, с круглым как солнышко лицом в золотой россыпи веселых веснушек.

Загребная Ангеле Куликаускайте, возвышающаяся над Арвидой на голову, с шутливым почтением говорит о ней: «Арвида у нас командир. Она рулевая. Я почему в финале на Спартакиаде сразу со старта взяла такой темп? Арвиды испугалась. Она как закричит – Гребок! Еще гребок!».

В нынешнем своем составе они дебютировали в 1982 году. И сделали это на удивление удачно. На чемпионате страны уступили лишь чемпионкам мира – сборной СССР с загребной Галиной Степановой. Правда, настоящего соперничества между ними не получилось. Опытные спортсменки без видимых усилий опередили новый экипаж на целый корпус лодки.

Те не огорчились, напротив, радовались своему второму месту, как подарку судьбы и о большем даже и не помышляли. И все радовались серебряным наградам этих симпатичных девушек. А литовские журналисты, определяя по итогам минувшего сезона лучшую в республике команду, назвали среди мужских коллективов футболистов «Жальгириса», а среди женских – четверку распашную с рулевой.

«Но мы тогда еще не были командой» - говорит Стефания Пледите. «Нет, не были – подтверждает Федосия Калейникова. – И даже не знали, хотим ли ею стать». Они в то время тренировались вместе с девушками из восьмерки. И, в сущности, представляли единый с ними коллектив. Тренеры Альфонас Микшис и Пятрас Зинкявичюс экспериментировали: пересаживали учениц из лодки в лодку – искали оптимальный вариант. И нашли его, можно сказать, уже в самый канун спартакиадных финалов.

Ангеле, Стефания, Вида, Федосия и Арвида уверяют, что раньше своих наставников поняли, что они – команда. Произошло это, по их словам, в первую ночь 1983 года. Еще утром 31 декабря каждая из них была сама по себе и все они были на динамовской спортивной базе. Альфонас Микшис и Пятрас Зинкявичюс провели обычную тренировку с обычной нагрузкой, без скидок на предстоящий праздник. Потом собрали девушек в кружок и пожелали им в новом году всяческих успехов в труде и спорте. Об успехах в личной жизни даже не заикнулись. Да и какая там личная жизнь, когда до главных стартов VIII Спартакиады народов СССР остается лишь несколько месяцев!

Наши героини тоже поздравили друг друга, перецеловались и разлетелись по домам «чистить перышки» - готовиться к празднику. Собственно, то, что мы подразумеваем под словом «дом» (оседлое жилье с мамой, папой и прочими домочадцами), есть в Вильнюсе только у одной – Виды Цесюнайте. Остальные приехали на учебу в город из окрестных сел и пока живут в общежитии. И вот, когда уже стемнело, дежурная позвала эту четверку к телефону. Звонила Вида. Выяснилось, что ее родители будут встречать Новый Год у родственников, так что квартира на улице Салининкай остается свободной и она приглашает всех к себе.

Хорошие браки, говорят, заключаются на небесах. А как создаются хорошие команды? Вида объясняет, что пригласила Ангеле, Федосию и Арвиду потому, что вместе учились в техникуме легкой промышленности. А без Стефании, выпускницы экономического факультета Вильнюсского Университета и всеобщей утешительницы, праздник не праздник. Но отчего же девушки, у каждой из которых были свои планы, так охотно отправились на улицу Салининкай? Вот что ответила Федосия Калейникова: «Мы вдруг захотели в этот вечер быть вместе».

Вечер затянулся. Пировали до утра. Благо следующий день был свободен от тренировки. Позволили себе даже выпить по бокалу шампанского. Все чудесные кулинарки, они постарались на славу: вкусных вещей было наготовлено с избытком. Пятрас Зинкявичюс, который зашел на огонек да так и остался, ели и похваливал. Он оказался единственным кавалером в компании. Но дамы танцевали, как говорится, до упаду. С тренером, друг с другом, исполнялись и сольные номера.

Когда еще только собрались, Вида предупредила: «О гребле ни слова! А то мы к ней будто приговоренные». Подруги шумно согласились. А потом на протяжении всей ночи только о гребле и разговаривали. К утру окончательно решили, что в финальном спартакиадном сезоне будут выступать не в восьмерке или двойке, а в четверке распашной с рулевой. Зинкявичюса, который сидел в стороне, слушал и помалкивал, попросили ничего не сообщать об этом Альфонсасу Микшису. Пусть, мол, сам придет к такому же выводу.

А Микшис отмечал праздник в кругу семьи. Они с женой тоже выпили по бокалу шампанского. И она сказала, что ему пора перестать вести двойную жизнь. «Ты уже решил, кем будешь в новом году: преподавателем физики и математики или тренером?», - «По-прежнему, и тем, и другим», - ответил Микшис. «Но ты ж разрываешься на части». – «Я не разрываюсь, а следую своим призваниям». – «Сколько их у тебя?» - «Два». – «Людей с двумя призваниями не бывает». – «Но я же перед тобой» - резонно возразил Микшис.

В сборной Литвы по академической гребле, победившей на VIII Спартакиаде народов СССР, было семь девушек либо уже закончивших, либо еще продолжающих учиться в Вильнюсском техникуме легкой промышленности. Двое из них были в команде запасными, одна – Зита Сладкевичюте – в составе восьмерки стала бронзовым призером, а четверо наших знакомых из четверки распашной с рулевой, как известно читателю, завоевали «золото».

Да и пятая из этой лодки – Стефания Пледите, хотя и закончила университет, не чужой человек в техникуме легкой промышленности. Ведь одним из ее тренеров является Альфонас Адамович Микшис, который в 1962 году после окончания Вильнюсского пединститута был направлен в этот техникум преподавателем физики и математики.

Какое он тогда имел отношение к гребле? Самое прямое. Уже будучи педагогом, Микшис выступал в той великолепной восьмерке «Жальгириса», что в 1963 году выиграла финальную гонку на III Спартакиаде народов СССР. Минуло два десятилетия, и такого же успеха добились его ученицы.

Очень импонирует путь Микшиса в тренеры сборной. Его никто не назначал на эту должность лишь за то, что он когда-то был чемпионом. Он стал тренером, так как не мог им не стать. И еще нравится, что Микшис остался верен диплому, полученному в ВУЗе. Как бывший чемпион, он мог остаться в спорте в надежде быстрее утвердиться в той области, где уже успел себя зарекомендовать. Он же уподобился садовнику, не высаживающему деревья в саду, но выращивающему сад в пустыне.

После того, как Микшис перестал выступать на гребных регатах, он на какое-то время сосредоточился исключительно на преподавании физики и математики. Но потом затосковал. И однажды на видном месте в вестибюле техникума прикнопил объявление, что в такое-то время ждет в спортивном зале девушек, чей рост не ниже 174 сантиметров.

Почему девушек? Потому что парней в техникуме почти не было. А почему таких высоких? Математик Микшис точно высчитал, какие данные требуются его будущим ученицам для достижения успеха. Теперь же, когда гребные тренеры соревнуются с баскетбольными в поисках двухметровых акселератов и акселераток, он несколько изменил взгляд на этот предмет.

Микшис говорит: «Я виду Цесюнайте чуть не потерял. Ее рост на четыре сантиметра ниже того, который был указан в моем объявлении. Хорошо, что она не захотела отставать от подруг, проявила характер и начала заниматься греблей в другой секции, у другого тренера. Так что не следует возводить физические данные в абсолют. Они, конечно, важны. Но характер, пожалуй, важнее.»

Может создаться впечатление, что в техникуме легкой промышленности были особые условия для развития академической гребли. Да никаких условий там не было. Они появились лишь после того, как ученицы Микшиса показали соответствующие результаты на республиканской арене. Тогда и обратили на них внимание в спортивных организациях и помогли в получении высшего гребного образования.

А вот что было в техникуме с самого начала – это разумный руководитель. Более четверти века директорствовал там Альгимантас Станиславович Друктейнис. С его именем связано немало хороших дел. В том числе и создание гребной секции, к которой он питал негаснущий интерес, так как считал, что занятия в ней украшают жизнь учащихся.

Сейчас, наверное, Друктейниса поздравляют. И, возможно, на каком-нибудь представительном совещании говорят добрые слова о спортивном коллективе техникума. Ведь его воспитанницы достойно представляли Литву на VIII Спартакиаде народов СССР. А кое-кто так даже завистливо вздохнет: повезло, мол, Друктейнису, что в свое время к нему на работу был направлен чемпион.

Так ли уж повезло? Как вы помните, Микшис пришел в техникум еще действующим спортсменом и лишь спустя год добился своего наивысшего успеха в гребле. Это крепко усложнило жизнь директора. Возьмем хотя бы такой момент: он должен был отпускать преподавателя физики и математики на сборы, соревнования, что, естественно, негативно отражалось на учебном процессе, влекло за собой корректировку расписания лекций. Причем, всех лекций, а не только тех, которые читал Микшис. Ничего нет удивительного в том, что некоторые педагоги не пожелали с этим мириться. Бывший легкоатлет Друктейнис, на собственном опыте познавший, сколь быстротечна жизнь в большом спорте, успокаивал недовольных: «Потерпите немного. Скоро наш молодой коллега станет таким как мы».

Но вот Микшис ушел из активного спорта, стал таким как все – и директор огорчился. А когда тот самовольно вывесил в вестибюле объявление, что требуются девушки не ниже 174 сантиметров, Друктейнис обрадовался. И оказал всяческое содействие новому начинанию. Хотя прекрасно понимал, что снова придется перекраивать расписание лекций, но теперь уже исходя из спортивного календаря не Микшиса, а его учениц.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Более полутора десятка лет шел Микшис к VIII Спартакиаде народов СССР. Много ли таких «отрезков» в жизни тренера! А в последний момент чуть все не сорвалось – заболела Вида Цесюнайте. И случилось это в феврале 1983 года не где-нибудь, а на сборах в Тбилиси, которые должны были стать важнейшим этапом подготовки к сезону.

Две недели держалась температура. Вида старалась незаметно ее сбить, но врач, все замечая, не допускал ее к тренировкам. И неунывающая Вида, всегда самая веселая в компании, Вида плакала. Делала это, конечно, когда оставалась в комнате одна. Но от подруг ничего невозможно было скрыть. Они тоже плакали и старались утешить Виду. Говорили, что кого бы к ним тренеры ни подсаживали в лодку, команды не получается. И сами они в других лодках не смотрятся. Но вот скоро Вида выздоровеет и тогда все будет замечательно.

Главной утешительницей была Стефания Пледите. А ведь ей впору было себя утешать. Она самая старшая в экипаже.

В год VI Спартакиады народов СССР поступила учиться в Вильнюсский университет, и преподаватель кафедры физвоспитания Эдмундас Бодиндорфас привлек ее к занятиям греблей. К следующей Спартакиаде она выполнила норматив мастера спорта. Теперь же близилось к финишу второе в ее спортивной жизни спартакиадное четырехлетие.

А за этот срок, как подсказывает практика, человек либо добивается чемпионских лавров, либо уступает место в большом спорте более молодым и удачливым. Если Стефанию и мучили подобные мысли, то внешне это никак не проявлялось. Виду же она всячески подбадривала. Точно так же поступали и Ангеле, и Федосия, и Арвида. Представляется, что это и есть то, что объединяет людей в команду – умение забывать о себе и помнить о другом.

Вида выздоровела и, действительно, все стало замечательно. Микшис, в конце концов, решил, что в четверке распашной с рулевой должен выступать именно этот экипаж, а не какой-то другой. И тогда девушки и Пятрас Зинкявичус, который теперь в сборной Литвы отвечал за восьмерку, рассказали ему о той новогодней ночи. Микшис пожурил их за скрытность, но потом согласился, что это хорошо, когда и команда, и тренер самостоятельно приходят к одному и тому же мнению.

На старте спартакиадного сезона литовские девушки преподнесли любителям гребли сюрприз. На Большой московской регате выиграли у чемпионок мира – сборной СССР с загребной Галиной Степановой. Да, да, у тех самых, которым в прошлом году безнадежно проиграли. Они в этот раз не надеялись на победу. Почти всю дистанцию шли вторыми. Но когда до конца осталось меньше сотни метров, Арвида увидела, что чемпионки выдохлись, и стала кричать подругам: «Миленькие, ну потерпите еще немножко! Потерпите, пожалуйста!» Те послушались своего маленького командира и на финише вырвали победу.

А на Спартакиаде жребий свел эти два коллектива уже в предварительном заезде. И сборная была первой, а литовскому экипажу пришлось пробиваться в финал через утешительный заезд. Но в последней, решающей гонке, они не оставили своим грозным соперникам, как говорится, никаких надежд. Уже со старта вырвались вперед, после же пятисотметровой отметки и вовсе ушли в отрыв и финишировали в гордом одиночестве.

В тот торжественный момент, когда героинь награждали золотыми медалями VIII Спартакиады народов СССР, один гребной специалист взахлеб объяснял, что они победили чемпионок мира потому, что тактически переиграли их. В предварительном заезде, мол, специально уступили, чтобы притупить бдительность, а в финальном сразу же ошеломили их сверхвысоким темпом.

Попросили эти слова прокомментировать Микшиса. «Чепуха, - взорвался он, - просто в предварительном заезде наша лодка не пошла. Так бывает. Мы делали по 37 гребков в минуту, а чемпионки – на пять больше. После я подсчитал, чтобы победить в финале, моим девушкам достаточно будет 40 гребков. И они точно выдержали заданный темп. А со старта ушли так даже делая по 48 гребков. Поэтому мы показали результат, близкий к рекорду гребного канала в Крылатском».

Но еще более убедительным представляется ответ загребной Ангеле Куликаускайте на вопрос, как ее экипажу удалось выиграть «золото» Спартакиады: «Мы работали – сказал Ангеле. – Работали и работали. И вдруг стали очень сильными». Рядом с нами на трибуне Олимпийского гребного канала в Крылатском сидели Стефания, Вида, Федосия и Арвида, они подтвердили: «Да, мы очень много работали и стали сильными».

Этот разговор состоялся тотчас после награждения. Собеседницы были усталыми и трогательно растерянными от только что свалившейся на низ славы. На вопрос, счастливы ли они, они хором неуверенно ответили, что да. А на вопрос о дальнейших планах они тоже хором, но уже более уверенными голосами сказали, что все свои главные планы они сегодня перевыполнили, а других пока у них нет.

«Девчонки! – воскликнула Вида. В прошлом году на чемпионате страны нас наградили «серебром», сейчас на Спартакиаде – «золотом». Мы же теперь богатые невесты. Так почему бы нам не бросить греблю и не выйти всем вместе замуж?». «Глупости, - серьезно сказала маленькая Арвида. Греблю нам бросать еще рано». «Не хочешь замуж, - продолжала веселиться Вида, - становись директором фабрики «Аудеяс». – «А мне там и ткачихой быть хорошо».

«Арвида, - спросил ее журналист, почему вы работаете ткачихой? Ведь вы окончили техникум легкой промышленности?». – «Вначале меня назначили бригадиром, но потом я подучилась и стала ткачихой». – «Но у вас же командирский характер. Вы так хорошо командуете в лодке». – «Потому и попросилась в ткачихи. Когда оставлю греблю, может быть вернусь в бригадиры». – «Но при чем здесь гребля?» - «Мне так надоедает в лодке командовать, - доверительным тоном сказала Арвида, - что на суше я хочу подчиняться. Понимаете, подчиняться!»

Июль, 1983 год.

Инвентарь   kinezio2   tren   stelki

Футбол, Сборные

Футбол Европа

arsenal ayaks bavariya barselona valensiya
vest khem dinamo kiev inter latsio liverpul
manchester yunajted metallist milan obolon olimpik
pszh real roma sevilya chelsi
yuventus angliya braziliya germaniya finlyandiya

Хоккей KХЛ, ВХЛ

Хоккей НХЛ