И удивительна даже та скорость, с которой его стали привлекать к основному составу непобедимого ЦСКА. Что же касается его «ссылки» в Чебаркуль, то это была вовсе и не ссылка, а продуманный ход тренера Тарасова с тем, чтобы хоккеист играл много. Он и играл, и забивал, и конечно, был возвращен в ЦСКА уже сложившимся мастером.
А затем Тарасов постепенно создал тройку на все времена Михайлов – Петров – Харламов. Об этой тройке знают даже те, кто хоккеем совсем не интересуется, она стала и до сих пор остается эталоном хоккейного взаимопонимания.
Хорошенько потренировавшись на чемпионатах мира и Олимпийских Играх в Саппоро (где он стал лучшим бомбардиром), Валерий Харламов к Суперсерии 1972 года с канадскими профессионалами подошел во всеоружии. В фильме «Легенда №17» сказано было, что он восстанавливался после тяжелой автомобильной аварии, но это неправда, авария эта была гораздо позже.
В первом матче той Суперсерии Харламов забросил две шайбы и был признан лучшим игроком. В дальнейших матчах он был не столь ярок, но даже не самый лучший Харламов так портил кровь родоначальникам хоккея, что Бобби Кларк (известный мастер и забияка) был вынужден нанести нашей звезде тяжелую травму, специально сильно ударив его клюшкой по ноге.
Тренер канадцев позже подтвердил, что он специально дал указание Кларку вывести из строя Харламова.
Мне очень хочется остановиться на этом эпизоде подробнее, что я и сделаю.
Харламов просто бесил соперников своей манерой игры и поведением на площадке, особенно канадцев, и наверняка того самого Бобби Кларка тоже. Валерий был невысокого роста (174 см), но «размазать» его по борту у родоначальников хоккея никак не получалось. Кроме того, он не радовался голам, когда забивал – зачастую даже не улыбался, мол «работа такая», голы забивать канадцам, ничего особенного. Это раздражало.
И за это все ему нехило доставалось. Били его в каждом матче, и били так, что в одной из игр, главному тренеру Ловчеву пришлось даже увести команду со льда, чтоб прекратить безобразие.
После жестокого и однозначно умышленного удара Бобби Кларка, Валерий Харламов все же вернулся на лед, доиграл матч. Что тут скажешь... Мужчина. А Кларк много позже признается, что если бы он так не «работал» клюшкой по ногам соперника, то всю жизнь бы провел в своей деревне.
Но когда все закончилось и страсти улеглись, Канада призналась в любви к Валерию Харламову. Она была восхищена, весь простые болельщики там великолепно понимают игру! А Харламов многое дал этой стране, они не знали, что в таком стиле можно играть, и так можно выигрывать.
Затем была Суперсерия 1974 года. Там он забил гол, который в очередной раз свел с ума болельщиков всего мира. Вот этот шедевр
В той же Суперсерии он забросил и вот такую шайбу, окончательно добив знатоков, фанатов и простых болельщиков.
Но тем не менее Харламова били и продолжали бить. В 1975 году в игре с «Филадельфией» произошло и вовсе из ряда вон, безобразное событие.
Эта команда на тот момент была обладателем Кубка Стэнли, но «славилась» грязной игрой. Им нужна была победа над ЦСКА в той серии, а армейцы уже провели несколько удачных матчей и серию заканчивали. Как пишет Валерий Харламов в своей книге «в целом не парились», то есть не придавали принципиального значения. В отличие от соперников.
Ну и получили. Нхловцы играли очень жестко, даже грубо и в один из моментов терпение главного тренера ЦСКА Ловчева лопнуло и он увел команду со льда. Увел ее после того, как Харламов получил очередной удар по голове и потерял сознание.
В дальнейшем у Валерия успешная карьера была продолжена, выиграны очередные Олимпийские Игры, чемпионаты страны и мира, а жизнь закончилась в автомобиле, как и началась. Трагедия случилась 27 августа 1981 года, во время фееричного Кубка Канады, на который его не взяли....