wrapper

Спорт после 40

Корзина пуста

Ставший первым молодежно-экстремальным видом спорта, включенным в олимпийскую программу, маунтинбайк – еще и одна из самых молодых спортивных дисциплин. Ему немногим более тридцати лет.

А официального признания Международным союзом велосипедистов он и вовсе удостоился лишь в 1990 году. Впрочем, столь юный возраст избавил маунтинбайк от многих проблем, характерных для видов с богатой и долгой историей. Прежде всего – от закостенелости. Постоянно совершенствующаяся техника и регулярно меняющаяся в угоду зрелищности программа позволяют утверждать, что за перспективы маунтинбайка сегодня можно не волноваться.

маунтинбайк

Несмотря на то что кататься на велосипеде по пересеченной местности стали вскоре после изобретения этого транспортного средства, специальная техника появилась относительно недавно – в 1970-х годах. Ее родиной считается Калифорния – именно там энтузиасты создавали конструкции повышенной проходимости. Поначалу за основу они брали рамы от круизных моделей американской компании Schwinn. На них ставились более прочные колеса с толстыми покрышками и мощными протекторами, поднималась каретка для увеличения клиренса, проводились эксперименты с вилками.

Больше и лучше

Изобретателем первого настоящего горного велосипеда считается Джо Бриз. В 1978 году он собрал байк с рамой собственного изобретения, предназначенный для езды по бездорожью. А вскоре после этого Гэри Фишер, Чарли Келли и Том Ричи создали компанию MountainBikes, наладившую производство моделей с подобными прочными рамами. Как это часто бывает, со временем партнеры по бизнесу разругались, и с 1983 года каждый из них пошел своим путем. Однако к тому времени у них уже появились серьезные конкуренты. В частности, Specialized Bicycle Components, первой поставившая выпуск горных велосипедов на поток.

В 1990-е в Европе и США маунтинбайк оказался на пике популярности. Почти каждый третий житель Старого и Нового Света был обладателем такого транспортного средства. Производители стали значительно варьировать конструкцию велосипеда в зависимости от того, для какого стиля езды и характера местности он предназначался. Появились специальные модели для кросс-кантри (гонок по пересеченной местности), велотриала (преодоления естественных и искусственных препятствий), даунхилла (скоростного спуска по специально подготовленным трассам), дерта (прыжков с серии трамплинов с элементами трюков), параллельного слалома (одновременного преодоления трассы несколькими гонщиками с элементами контактной борьбы) и тому подобного. Такое разнообразие вызвано прежде всего требованиями, предъявляемыми к технике каждым стилем. Ведь если в даунхилле на первое место выходят механическая прочность и качество амортизации, то для кросс-кантри важен минимальный вес велосипеда, поэтому ведутся постоянные эксперименты с материалом, из которого изготавливается рама (алюминий, титан, магний, карбон).

От хобби к спорту

Зародившийся как хобби, к середине 1980-х годов маунтинбайк преобразовался в самостоятельный вид спорта, центрами развития которого стали клубы. Однако необходимость создания единой управляющей организации ощущалась с каждым годом все острее. Весной 1988-го основателями пяти калифорнийских клубов была образована Международная ассоциация маунтинбайка (IMBA). В год своего создания IMBA утвердила «Шесть правил трассы», которые положили начало появлению единых критериев проведения соревнований. Был также опубликован ряд методических документов, в частности брошюра «Как организовать клуб маунтинбайка», сыгравшая немалую роль в популяризации этого вида спорта.

Включение BMX в олимпийскую программу привело к тому, что в эту дисциплину перешли многие представители маунтинбайка. В частности, на Играх в Пекине первой олимпийской чемпионкой по BMXстала пятикратная победительница Кубка мира в общем зачете по даунхиллу Анн-Каролин Шауссон

В 1990 году маунтинбайк был официально признан Международным союзом велосипедистов (UCI), под эгидой которого в американском штате Колорадо состоялся первый чемпионат мира. Участники соревновались в даунхилле, где золотые медали завоевали американец Грег Хербольд и канадка Синди Девайн, а также в кросс-кантри. В этом виде программы чемпионами стали представители США Нед Оверенд и Джулиана Фуртадо. Соревнования по даунхиллу, как правило, проходили на горнолыжных спусках. Там же зародился и еще один вид катания – дуал, парные гонки по одной трассе на время с препятствиями, которые надо объезжать. Со временем в дуал были добавлены трамплины и виражи с контруклонами, однако нововведения не избавили его от главного недостатка: если спортсмен, вырвавшийся вперед на старте, перекрывал путь для обгона сопернику, у последнего фактически не было шансов на победу.

Австралиец Кэйдл Эванс, один из сильнейших велосипедистов-шоссейников мира, занявший второе место в общем зачете Tour de France 2008, начинал свою карьеру в маунтинбайке. В 1996 и 2000 годах он участвовал в Олимпийских играх, где финишировал девятым и седьмым соответственно

Дуал входил в программу чемпионатов мира в 2000 и 2001 годах, затем его сменил байкер-кросс. Дисциплина, в которой сразу четыре велосипедиста ведут контактную борьбу на трассе, сразу полюбилась болельщикам и телевизионщикам. Она максимально удобна для показа, сжата по времени и держит в напряжении до конца гонки, поскольку в ней часто происходит смена лидера. Именно байкер-кросс и его разновидность – байкер-суперкросс (когда на трассе одновременно находятся шесть гонщиков, а размер трамплинов больше) сегодня считаются «телевизионным лицом» маунтинбайка.

Олимпийские перспективы

Взятый Международным олимпийским комитетом курс на модернизацию олимпийской программы за счет включения в нее молодежно-экстремальных видов самым благоприятным образом сказался на маунтинбайке. В 1996 году горный велосипед дебютировал на Играх в Атланте. Несмотря на то что даунхилл считается более зрелищным и удобным для телевизионной трансляции, олимпийский статус получила другая дисциплина – кросс-кантри. Решающим здесь стал тот факт, что для состязаний по даунхиллу нужен горный рельеф местности, а это условие выполнимо далеко не во всех местах проведения Игр. Впрочем, и в кросс-кантри трасса непростая: она изобилует различными препятствиями, камнями и резкими поворотами. Старт общий, но характер соревнований значительно отличается от групповых гонок на шоссе. Из-за небольшой ширины дороги нельзя сформировать пелотон, в котором можно сэкономить силы за спинами соперников. К тому же на трассе нет тренеров, способных подсказать гонщику, насколько он опережает противников или, наоборот, отстает. Неоткуда ждать и технической помощи – в случае поломки велосипеда участник обязан самостоятельно устранить неисправность. Поэтому для того чтобы стать призером Олимпийских игр по маунтинбайку, физической подготовки и техники мало – нужен еще и интеллект.

Включение горного велосипеда в олимпийскую программу привело к тому, что на эту дисциплину обратил внимание Союз велосипедистов России, при котором 26 февраля 1993 года была создана открытая ко­миссия по развитию массовых видов велосипедного спорта. В том же году был впервые проведен впоследствии ставший ежегодным чемпионат России. За оставшиеся до Игр три года россиянам удалось совершить, казалось бы, невозможное. Путевки в олимпийскую Атланту завоевали сразу две спортсменки, одна из которых, Анна Епифанова, заняла 14-е место, что было воспринято как сенсация, а Надежда Пашкова замкнула итоговый протокол, на семь с лишним минут отстав от своей ближайшей соперницы.

В том, что олимпийская премьера маунтинбайка состоялась именно в Атланте, определенно был свой смысл. Американские телеканалы, недолюбливающие Игры за обилие традиционных видов спорта, очень надеялись, что зрелищный маунтинбайк поможет им повысить рейтинг олимпийских трансляций

Через четыре года в Сиднее Епифанова остановилась в шаге от пьедестала почета, а в Афинах собиралась бороться за призовое место. Однако незадолго до Игр разгорелся скандал – завоеванную Анной лицензию Союз велосипедистов России передал Ирине Калентьевой, за год до Игр ставшей бронзовым призером чемпионата мира. Обиженная Епифанова решила завершить карьеру спортсменки, отправившаяся же в Афины Калентьева выступила откровенно неудачно, заняв 13-е место. Как позже призналась сама Ирина, олимпийская трасса в Греции не подходила ей по рельефу. На Игры в Пекин 31-летняя Калентьева ехала в качестве фаворита – она была действующей чемпионкой и обладательницей Кубка мира. Однако завоевать золотую медаль ей не удалось: она упала в самом начале дистанции, предоставив конкуренткам, как выяснилось, неотыгрываемую фору. Тем не менее Калентьевой удалось вернуться с Олимпиады с наградой – незадолго до финиша Ирина, в ходе гонки постоянно улучшавшая свое положение, опередила канадку Катарину Пендрел и получила бронзу.

Инвентарь   kinezio2   tren   stelki

Футбол, Сборные

Футбол Европа

arsenal ayaks bavariya barselona valensiya
vest khem dinamo kiev inter latsio liverpul
manchester yunajted metallist milan obolon olimpik
pszh real roma sevilya chelsi
yuventus angliya braziliya germaniya finlyandiya

Хоккей KХЛ, ВХЛ

Хоккей НХЛ