Самые смелые
- Вертолёт только что улетел за очередным пациентом, - встречает меня Сергей Десяткин. - Чувствуете запах? Это авиатопливо. Скоро будет следующий вылет, и вы сами всё увидите.
Не каждый регион может похвастаться профессиональной бригадой санавиации. Во многих странах в воздушных службах спасения вообще нет докторов. Вместо них летают парамедики-спасатели.
- Во-первых, это дорого. А во-вторых, многие врачи банально боятся летать, - объясняет Десяткин. - Как ни странно, в медицинских кругах это распространено. Когда я ещё работал в Москве, мы три года только подбирали коллектив самых смелых. Бывало, придёт реаниматолог, один раз слетает и отказывается. В Липецке мы собрали уникальную команду. Все доктора с большим опытом. Сейчас три врача в штате и ещё четыре периодически дежурят. Среди них прекрасный реаниматолог, заместитель главного врача больницы Дмитрий Куцевал.
Новый вертолёт «Ансат» появился в Липецке чуть больше трёх лет назад. До этого тяжёлых пациентов перевозили только на реанимобилях. По стечению обстоятельств, в это же время в наш регион переехал из Москвы Сергей Десяткин, доктор, много лет отдавший работе в столичной санавиации. Собралась команда, и служба заработала в полную мощь.
Реанимация в воздухе
Бригада выполняет от двух до четырёх вылетов в день. Пока оказывают только плановую помощь в пределах региона. Чаще всего транспортируют кардиологических больных, когда требуется срочное стентирование или другое высокотехнологичное вмешательство, а также пациентов с тяжёлыми травмами, чтобы не трясти их в реанимобиле, и больных с обширными ожогами, когда время имеет значение.
- Быстрый и манёвренный «Ансат» может садиться даже в поле и на дороге. Опытные вертолётчики приземлятся куда угодно. Но мы стараемся заранее в каждом районе выбирать места для посадки. Площадь перед администрацией или стадион, территория МЧС или газовой службы — достаточно 30 квадратных метров, - рассказывает доктор.
Реанимационный вертолёт укомплектован самым современным медицинским оборудованием, куда входит ИВЛ, дефибриллятор, система мониторинга. Все приборы приспособлены для работы в воздухе. Прямо в полёте медики могут вводить лекарства с точностью до миллиграмма. Есть дополнительный комплект оборудования на случай, если основное выйдет из строя. Если понадобится, можно провести полную сердечно-лёгочную реанимацию.
Для пациентов доставка по воздуху бесплатна, полёты оплачиваются из государственного бюджета. На один вылет уходит от 200 до 250 тысяч рублей.
Не в любую погоду
Вертолёты типа «Ансат» поднимаются не выше 200-400 метров над землёй. Щадящая высота позволяет перевозить пациентов практически в любом состоянии. Но при тяжёлых поражениях нервной системы нужен особенно взвешенный подход и выбор транспортировки: от вибрации в вертолёте может оторваться тромб, и тут уж последствия могут быть самыми плачевными.
Есть и другая сторона медали - вертолёт не поднимается над облаками. В плохую погоду полёты запрещены. Метеоусловия не позволяют воздушному судну летать и на большие расстояния. Только однажды липецкая команда транспортировала тяжёлого пациента на ИВЛ в Москву с остановкой в Подмосковье: после 400 километров вертолёту нужна дозаправка.
Реанимационная бригада состоит из врача и медсестры-анестезистки. А размеры вертолёта позволяют взять на борт только одного пациента. Пока перевозят только взрослых больных. Но медики не исключают, что на следующем этапе смогут транспортировать и детей, совместно с детскими реаниматологами.
Как в «Боинге»
Взлёт вертолёта — это вершина айсберга, результат слаженной работы многих служб. Вылет согласовывается с диспетчерскими службами Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Министерством обороны. Только после того, как разрешение получено, воздушная неотложка поднимается в небо.
Мы с Сергеем Десяткиным идём на вертолётную площадку. Бригаду ждут в Усмани. Надо забрать пациентку с тяжёлой пневмонией. Через полчаса медики на месте, а через час — снова в Липецке. Для вертолёта санавиации никаких преград нет, даже мигалки не требуются. Перед полётом все надевают специальные наушники, чтобы изолировать шум. Но больной не остаётся без связи с врачами, для этого есть переговорные устройства. Буквально несколько минут вертолёт прогревает двигатель, и винтокрылая машина быстро набирает высоту.
- «Ансат» - высокопрофессиональное судно, - объясняет Сергей Десяткин. - Два пульта управления, два рычага. Один пилот может заменить другого. Как в «Боинге».
Пациенты, как правило, летать не боятся. Доверяют профессионалам. За всё время от полёта отказался только один человек.
- Не поверите, бабульки - на удивление отчаянно смелый народ, - улыбается доктор. - Благодарят, рассказывают потом, что даже голова не кружилась, как в автобусе.
Все силы на спасение
А мне любопытно, как Сергей Евгеньевич стал спасать людей.
- Не стану лукавить, что по зову сердца, - рассказывает он. - Окончил медучилище с красным дипломом. В армии был старшим фельдшером медсанбата. Потом медвуз. Долго занимался проблемами крови, писал научные работы. Скажу честно: где бы ни учился, прекрасно понимал, что должен чего-то достичь. Доказывать, что ты специалист, нужно везде головой и руками, никакие связи не помогут.
Реаниматологи — люди со стальными нервами. А летающие медики достойны, пожалуй, двойного уважения. Силы даются сверху, особенно когда человеческих уже не хватает.
- В медицине везде работа тяжёлая, дежурства. Заведовал кардиореанимацией, ночами не спал, днём продолжал работать. Мы уже настолько привыкаем, что усталости не замечаем, - без всякой бравады в голосе говорит Десяткин. - Повидал мир, выезжал на ликвидацию землетрясений и наводнений. Все восторгались работой российских команд. Мы разворачивали госпитали, помогали пострадавшим. Нас везде ждали с благодарностью.
Чаще всего реаниматолог спасал людей в Москве и Московской области. Возил тяжёлых детей в больницу к Леониду Рошалю. Вертолётная площадка оборудована на крыше детской клиники в центре столицы. Эвакуировал пострадавших в авариях на МКАДе. Сотни человеческих жизней. Подробности не запоминаются, когда все силы направлены на спасение.
- Вертолёт всегда притягивает внимание, мы попадали в новостные ленты. Но тогда меньше всего думали об этом, репортёры только мешали, мы их не замечали, - делится реаниматолог. - Много раз вылетали из больницы Склифосовского на МКАД, забирали пострадавших в авариях. Зависали над трассой, и все машины останавливались. Через десять минут пациенты уже оказывались на операционном столе.
Однажды в сильную грозу Десяткин вёз тяжёлого ребёнка из Сергиева Посада. Кислорода оставалось всего на 12 минут полёта, а лететь 14. По стечению обстоятельств, в это время курс пересекали два правительственных борта. Действовать пришлось решительно. Сказал пилотам, чтобы передали в открытый эфир: надо освободить дорогу. Успели вовремя. Кислород закончился сразу после приземления.
В вертолёте главный - реаниматолог. Когда угроза жизни, его приказы для пилотов - закон. Как-то везли женщину с осложнениями после родов. После взлёта забарахлила аппаратура. Пришлось принимать срочное решение в воздухе. Развернули борт обратно.
- Обязательно будем оказывать экстренную помощь и в Липецкой области, вылетать на ДТП и другие происшествия, - уверяет Сергей Десяткин. - Уже сейчас практически всё готово. Главное, есть команда профессионалов.
Все доктора-реаниматологи, без преувеличения, герои. Сергей Леонтьев родом из Забайкалья, врач с большим лётным стажем. Вырос в военном гарнизоне. Поступил в высшее лётное училище, но стало падать зрение и учёбу пришлось бросить. Летал как бортпроводник на ТУ-154. После мединститута работал на Крайнем Севере. Перевозил пациентов на огромные расстояния, по пять часов проводил на борту. Уже почти десять лет живёт и работает в Липецке. Говорит, никакого сравнения с Забайкальем. Зарплата даже с учётом северного коэффициента здесь больше. Климат гораздо мягче, одни плюсы.
Кроме прямого назначения — спасения жизней — вертолёт иногда используют и как место для экскурсий. Второй год школьникам показывают реанимобиль, разрешают посидеть внутри. Для молодёжи впечатления на всю жизнь.
- С дальним прицелом, - улыбается Сергей Десяткин. - Как знать, может кто-то из них станет хорошим пилотом или медиком санавиации.
Текст Ольга Журавлёва (журнал "ЛИЦА Липецкой области")