wrapper

Спорт после 40

Корзина пуста

Отделение санавиации Липецкой областной клинической больницы можно назвать медицинским спецназом. Здесь работают самые отчаянные и квалифицированные врачи. Приходят на помощь в тяжёлых случаях. Зачастую чья-то жизнь сохраняется именно благодаря сотрудникам воздушной скорой. В нашем регионе службу возглавляет Сергей Десяткин. За его плечами сотни вылетов по Москве и области, и даже по всему миру.

Ярко-жёлтый вертолёт уже несколько лет привлекает внимание липчан. Редкий прохожий не поднимет голову в небо, услышав характерный рёв двигателя. Кто-то стоит несколько минут как заворожённый, кто-то начинает снимать на телефон. Мне в этом смысле повезло больше других. Взмывающее в воздух судно я вижу из окна редакции практически каждый день. Вертолётная площадка через дорогу, у терапевтического корпуса областной больницы. Профессиональное любопытство разбирало: кто же за этим стоит и что это за служба — воздушная скорая помощь? И вот, наконец, маски сброшены, я договорилась о встрече с медиками.

Самые смелые

- Вертолёт только что улетел за очередным пациентом, - встречает меня Сергей Десяткин. - Чувствуете запах? Это авиатопливо. Скоро будет следующий вылет, и вы сами всё увидите.

Не каждый регион может похвастаться профессиональной бригадой санавиации. Во многих странах в воздушных службах спасения вообще нет докторов. Вместо них летают парамедики-спасатели.

- Во-первых, это дорого. А во-вторых, многие врачи банально боятся летать, - объясняет Десяткин. - Как ни странно, в медицинских кругах это распространено. Когда я ещё работал в Москве, мы три года только подбирали коллектив самых смелых. Бывало, придёт реаниматолог, один раз слетает и отказывается. В Липецке мы собрали уникальную команду. Все доктора с большим опытом. Сейчас три врача в штате и ещё четыре периодически дежурят. Среди них прекрасный реаниматолог, заместитель главного врача больницы Дмитрий Куцевал.

Новый вертолёт «Ансат» появился в Липецке чуть больше трёх лет назад. До этого тяжёлых пациентов перевозили только на реанимобилях. По стечению обстоятельств, в это же время в наш регион переехал из Москвы Сергей Десяткин, доктор, много лет отдавший работе в столичной санавиации. Собралась команда, и служба заработала в полную мощь.

Реанимация в воздухе

Бригада выполняет от двух до четырёх вылетов в день. Пока оказывают только плановую помощь в пределах региона. Чаще всего транспортируют кардиологических больных, когда требуется срочное стентирование или другое высокотехнологичное вмешательство, а также пациентов с тяжёлыми травмами, чтобы не трясти их в реанимобиле, и больных с обширными ожогами, когда время имеет значение.

- Быстрый и манёвренный «Ансат» может садиться даже в поле и на дороге. Опытные вертолётчики приземлятся куда угодно. Но мы стараемся заранее в каждом районе выбирать места для посадки. Площадь перед администрацией или стадион, территория МЧС или газовой службы — достаточно 30 квадратных метров, - рассказывает доктор.

Реанимационный вертолёт укомплектован самым современным медицинским оборудованием, куда входит ИВЛ, дефибриллятор, система мониторинга. Все приборы приспособлены для работы в воздухе. Прямо в полёте медики могут вводить лекарства с точностью до миллиграмма. Есть дополнительный комплект оборудования на случай, если основное выйдет из строя. Если понадобится, можно провести полную сердечно-лёгочную реанимацию.

Для пациентов доставка по воздуху бесплатна, полёты оплачиваются из государственного бюджета. На один вылет уходит от 200 до 250 тысяч рублей.

Не в любую погоду

Вертолёты типа «Ансат» поднимаются не выше 200-400 метров над землёй. Щадящая высота позволяет перевозить пациентов практически в любом состоянии. Но при тяжёлых поражениях нервной системы нужен особенно взвешенный подход и выбор транспортировки: от вибрации в вертолёте может оторваться тромб, и тут уж последствия могут быть самыми плачевными.

Есть и другая сторона медали - вертолёт не поднимается над облаками. В плохую погоду полёты запрещены. Метеоусловия не позволяют воздушному судну летать и на большие расстояния. Только однажды липецкая команда транспортировала тяжёлого пациента на ИВЛ в Москву с остановкой в Подмосковье: после 400 километров вертолёту нужна дозаправка.

Реанимационная бригада состоит из врача и медсестры-анестезистки. А размеры вертолёта позволяют взять на борт только одного пациента. Пока перевозят только взрослых больных. Но медики не исключают, что на следующем этапе смогут транспортировать и детей, совместно с детскими реаниматологами.

Как в «Боинге»

Взлёт вертолёта — это вершина айсберга, результат слаженной работы многих служб. Вылет согласовывается с диспетчерскими службами Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Министерством обороны. Только после того, как разрешение получено, воздушная неотложка поднимается в небо.

Мы с Сергеем Десяткиным идём на вертолётную площадку. Бригаду ждут в Усмани. Надо забрать пациентку с тяжёлой пневмонией. Через полчаса медики на месте, а через час — снова в Липецке. Для вертолёта санавиации никаких преград нет, даже мигалки не требуются. Перед полётом все надевают специальные наушники, чтобы изолировать шум. Но больной не остаётся без связи с врачами, для этого есть переговорные устройства. Буквально несколько минут вертолёт прогревает двигатель, и винтокрылая машина быстро набирает высоту.

- «Ансат» - высокопрофессиональное судно, - объясняет Сергей Десяткин. - Два пульта управления, два рычага. Один пилот может заменить другого. Как в «Боинге».

Пациенты, как правило, летать не боятся. Доверяют профессионалам. За всё время от полёта отказался только один человек.

- Не поверите, бабульки - на удивление отчаянно смелый народ, - улыбается доктор. - Благодарят, рассказывают потом, что даже голова не кружилась, как в автобусе.

Все силы на спасение

А мне любопытно, как Сергей Евгеньевич стал спасать людей.

- Не стану лукавить, что по зову сердца, - рассказывает он. - Окончил медучилище с красным дипломом. В армии был старшим фельдшером медсанбата. Потом медвуз. Долго занимался проблемами крови, писал научные работы. Скажу честно: где бы ни учился, прекрасно понимал, что должен чего-то достичь. Доказывать, что ты специалист, нужно везде головой и руками, никакие связи не помогут.

Реаниматологи — люди со стальными нервами. А летающие медики достойны, пожалуй, двойного уважения. Силы даются сверху, особенно когда человеческих уже не хватает.

- В медицине везде работа тяжёлая, дежурства. Заведовал кардиореанимацией, ночами не спал, днём продолжал работать. Мы уже настолько привыкаем, что усталости не замечаем, - без всякой бравады в голосе говорит Десяткин. - Повидал мир, выезжал на ликвидацию землетрясений и наводнений. Все восторгались работой российских команд. Мы разворачивали госпитали, помогали пострадавшим. Нас везде ждали с благодарностью.

Чаще всего реаниматолог спасал людей в Москве и Московской области. Возил тяжёлых детей в больницу к Леониду Рошалю. Вертолётная площадка оборудована на крыше детской клиники в центре столицы. Эвакуировал пострадавших в авариях на МКАДе. Сотни человеческих жизней. Подробности не запоминаются, когда все силы направлены на спасение.

- Вертолёт всегда притягивает внимание, мы попадали в новостные ленты. Но тогда меньше всего думали об этом, репортёры только мешали, мы их не замечали, - делится реаниматолог. - Много раз вылетали из больницы Склифосовского на МКАД, забирали пострадавших в авариях. Зависали над трассой, и все машины останавливались. Через десять минут пациенты уже оказывались на операционном столе.

Однажды в сильную грозу Десяткин вёз тяжёлого ребёнка из Сергиева Посада. Кислорода оставалось всего на 12 минут полёта, а лететь 14. По стечению обстоятельств, в это время курс пересекали два правительственных борта. Действовать пришлось решительно. Сказал пилотам, чтобы передали в открытый эфир: надо освободить дорогу. Успели вовремя. Кислород закончился сразу после приземления.

В вертолёте главный - реаниматолог. Когда угроза жизни, его приказы для пилотов - закон. Как-то везли женщину с осложнениями после родов. После взлёта забарахлила аппаратура. Пришлось принимать срочное решение в воздухе. Развернули борт обратно.

- Обязательно будем оказывать экстренную помощь и в Липецкой области, вылетать на ДТП и другие происшествия, - уверяет Сергей Десяткин. - Уже сейчас практически всё готово. Главное, есть команда профессионалов.

Все доктора-реаниматологи, без преувеличения, герои. Сергей Леонтьев родом из Забайкалья, врач с большим лётным стажем. Вырос в военном гарнизоне. Поступил в высшее лётное училище, но стало падать зрение и учёбу пришлось бросить. Летал как бортпроводник на ТУ-154. После мединститута работал на Крайнем Севере. Перевозил пациентов на огромные расстояния, по пять часов проводил на борту. Уже почти десять лет живёт и работает в Липецке. Говорит, никакого сравнения с Забайкальем. Зарплата даже с учётом северного коэффициента здесь больше. Климат гораздо мягче, одни плюсы.

Кроме прямого назначения — спасения жизней — вертолёт иногда используют и как место для экскурсий. Второй год школьникам показывают реанимобиль, разрешают посидеть внутри. Для молодёжи впечатления на всю жизнь.

- С дальним прицелом, - улыбается Сергей Десяткин. - Как знать, может кто-то из них станет хорошим пилотом или медиком санавиации.

Текст Ольга Журавлёва (журнал "ЛИЦА Липецкой области")

Инвентарь   kinezio2   tren   stelki

Футбол, Сборные

Футбол Европа

arsenal ayaks bavariya barselona valensiya
vest khem dinamo kiev inter latsio liverpul
manchester yunajted metallist milan obolon olimpik
pszh real roma sevilya chelsi
yuventus angliya braziliya germaniya finlyandiya

Хоккей KХЛ, ВХЛ

Хоккей НХЛ