wrapper

Спорт после 40

Корзина пуста

О разработке и выпуске специального стрелкового оружия (бесшумных пистолетов и карабинов) для частей специального назначения МО и КГБ СССР в 1960–1970 гг.

Людям, интересующимся отечественным стрелковым оружием, наверняка известны такие его специальные образцы, как бесшумные пистолеты «Гроза», «Буря» и ПБ. Однако информация по ним, как правило, весьма скудна. В настоящее время появилась возможность несколько подробнее рассказать об истории этого оружия и его производстве на Ижевском механическом заводе в 1960–1970 гг. В первой части статьи будет рассказано о пистолете «Гроза», а в дальнейшем — о пистолетах «Буря» и ПБ, а также карабине ДМ.

Пистолет «Гроза»

В конце 1950-х гг. специалисты войсковой части № 1154 Комитета государственной безопасности СССР (во второй половине 1960-х гг. в/ч 1154 получила наименование в/ч 44239) разработали 7,62-мм бесшумный пистолет «Гроза-58-М». Разработкой пистолета руководил Н. А. Егоров. По конструкции это было несамозарядное оружие, имеющее блок из двух стволов, спаренных в вертикальной плоскости. Для заряжания он откидывался вверх по типу пистолетов «дерринджер» или охотничьих ружей. Пистолет имел только самовзводный ударно-спусковой механизм (УСМ). Заряжание осуществлялось обоймой, рассчитанной на два патрона. Для стрельбы использовались специальные патроны «Змея» (ПЗ) (7,62×63) с отсечкой пороховых газов в гильзе, а позже модернизированные варианты — ПЗА и ПЗАМ. Вместе с дозвуковой скоростью пули отсечка обеспечивала бесшумность комплекса, поскольку пороховые газы после выстрела оставались запертыми в гильзе. Кроме того, применение специального боеприпаса такой конструкции способствовало компактности пистолета, в отличие от классических образцов, где глушитель устанавливается на дульную часть оружия или является частью ствола и сильно увеличивает габариты. Здесь надо заметить, что подобное оружие ранее уже разрабатывалось и использовалось Министерством государственной безопасности и КГБ. Например, ещё в 1954 г. сбежавший на Запад советский разведчик Хохлов передал иностранным спецслужбам оружие и снаряжение своей группы, где среди прочего было два пистолета, построенные по похожей схеме, в которых использовались патроны с отсечкой пороховых газов в гильзе. Однако применяемые в них патроны имели пули специфической конструкции, позволявшие идентифицировать применение специального оружия, поэтому в патронах «Змея» использовались пули от 7,62-мм патрона обр. 43 г.

Groza P5250015 cop2 0 1

Опытные образцы пистолетов изготавливались силами в/ч 1154. Серийное же производство «Грозы» постановлением Совета Министров СССР № 1239/538 от 11 ноября 1959 г. было поручено Ижевскому механическому заводу (ИМЗ), который должен был в декабре 1959 г. начать освоение пистолета и к декабрю следующего года выпустить установочную партию. На ИМЗ его выпуск был организован в опытно-экспериментальном цехе № 28. Для обеспечения режима секретности пистолет получил на заводе и условное обозначение (шифр по номенклатуре) — изделие «С». После выпуска в 1960 г. установочной партии дальнейшее освоение задержалось из-за конструктивных недостатков, сложности и низкой технологичности пистолета, неудовлетворительного состояния и нехватки технической документации, а также отсутствия необходимого количества патронов. До решения этих вопросов задание на 1961 г. было уменьшено всего до 10 штук.

В ноябре 1960 г. в/ч 1154 высылает на завод чертежи доработанного пистолета «Гроза-58—2М» (в документах данная модификация упоминается и как изделие «С», и как изделие «С» второго образца или С-2М), с улучшенным УСМ. Судя по некоторым данным, внесённые улучшения были призваны устранить дефект сдвоенного выстрела, т.е. одновременную стрельбу из двух стволов, но желаемого эффекта не принесли. В 1961 г. заводом был разработан опытный образец пистолета с упрощённым УСМ, без самовзвода, следствием чего стало появление снизу рукоятки рычага для предварительного взвода курков второй рукой, пистолет был изготовлен в декабре и отправлен в в/ч 1154. В случае положительного решения дальнейшее производство предлагалось вести по этому образцу. Данный вариант пистолета получил наименование «Гроза-3М» (заводской индекс С-3М). Получив положительное заключение заказчика, завод в 1962 г. переработал конструкторскую документацию (КД) на пистолет с учётом с результатов изготовления и испытаний пистолетов в 1960–1961 гг. В августе 1962 г. пистолет «Гроза-3М» прошёл государственные испытания, в сентябре была выпущена установочная партия из 40 изделий и в октябре он был допущен в/ч 1154 к серийному производству. В том же октябре 1962 г. успешно прошли испытания два пистолета С-3М с предохранительным механизмом новой конструкции, разработки ИМЗ. Вместо старого кнопочного предохранителя, находившегося на задней крышке пистолета, был применён новый предохранитель флажкового типа, флажок которого был выведен на левую сторону рамки. Это позволило упростить конструкцию, улучшить технологичность и повысить безопасность обращения с оружием. В заключении к акту испытаний этих пистолетов, утверждённому руководителями ИМЗ и в/ч 1154, было принято решение оставшиеся 250 пистолетов (из 300 планируемых к производству в 1962 г.) выпустить с новым флажковым предохранителем, а пистолету с ним присвоить наименование «Гроза-4М» (индекс С-4М). Кожаной кобуре заказчик присвоил индекс С-4М-Ш, принадлежности — С-4М-Ю, а укупорочному ящику — С-4М-ЯК.

Вместе с тем серийное освоение пистолета с новым предохранителем тоже не сразу пошло гладко. После поставки заказчику пистолетов, выпущенных в 1962 г., на пистолетах, произведённых в 1963–1964 гг. был выявлен дефект изготовления и сборки, выражавшийся в непостановке на боевой взвод одного из курков при случайном перемещении рычага предохранителя из положения «огонь» в сторону положения «предохранитель». Несмотря на то, что конструктивно рычаг не должен был двигаться и выходить из фиксирующей лунки при невзведённых курках, он имел возможность значительного перемещения, что было признано заказчиком неприемлемым. В пистолетах текущего производства этот дефект был исправлен на заводе до отправки заказчику, а все пистолеты С-4М выпуска 1962 г. в июле 1964 г. были возвращены на завод для доработки. При этом заказчик выразил желание, чтобы предохранительный механизм пистолетов С-3М, также выпущенных в 1962 г., был доработан в соответствии с чертежом на С-4М, для чего они были отправлены на завод вместе с С-4М. Доработанные пистолеты С-4М были возвращены в/ч 1154 в октябре 1964 г., были ли переделаны пистолеты С-3М выяснить не удалось. При клеймении пистолетов в целях секретности, вероятно чтобы скрыть страну происхождения, использовались только буквы латинского алфавита.

Groza P52599460 0

Для определения возможного периода выпуска пистолетов С-4М может послужить тот факт, что в феврале 1963 г. Отдел военно-технического снабжения Хозяйственного управления КГБ разрешил ИМЗ заменить чёрные волокнитовые щёчки рукоятки на коричневые. Конечно нельзя исключить, что в дальнейшем щёчки на ранее выпущенных изделиях могли быть заменены, например после повреждения, на коричневые. Индивидуальная укупорка осуществлялась запайкой пистолета в полиэтиленовый пакет с ингибитором, и в таком виде он помещался в картонную коробку. Коробки же, в свою очередь, укладывались в деревянный ящик. В октябре 1964 г. в/ч 1154, с целью облегчения периодических осмотров в складских условиях, выразила желание производить консервацию пистолетов по собственному способу, с использованием смазки ЦИАТИМ-201 и без запайки в полиэтиленовые пакеты. Однако завод предложил иной способ консервации ЦИАТИМом без использования полиэтилена, который обеспечивал более длительную сохранность изделий — пистолеты смазывались смазкой ЦИАТИМ-201 разведённой в бензине, вместе с ингибитором обёртывались в два слоя парафинированной бумаги и укладывались в картонные коробки, которые укупоривались в деревянный ящик, выложенный внутри битумной бумагой. В/ч 1154 согласилась с данным предложением, но, кроме того, заказчик решил изменить деревянный ящик для укупорки, который теперь по конструкции должен был быть аналогичен ящику 56-Я-125К (для пистолетов Макарова (ПМ)), вмещать 30 пистолетов и иметь отсек на 30 кобур. Начиная с 1965 г. пистолеты должны были поставляться в новой укупорке, вместе с этим в/ч 1154 просила завод изготовить 25 таких ящиков и поставить их до 10 декабря 1964 г. для переукупорки ранее выпущенных изделий.

Через некоторое время интерес к пистолету стало проявлять и Министерство обороны СССР (МО), представители которого с 1962 г. проводили ряд испытаний, после чего, вероятно, было принято решение о необходимости такого оружия и для военных. В течение 1964–1965 гг. Главное ракетно-артиллерийское управление МО (ГРАУ), Военное представительство МО на заводе, в/ч 1154 и представители ИМЗ проводили согласование технических условий и чертежей на пистолет, а также решали ряд других организационных задач. Наибольшие затруднения возникли по вопросу окончательной приёмки пистолетов. Ранее пистолеты принимались отделом технического контроля завода и представителем разработчика технической документации на пистолет — в/ч 1154, ГРАУ же настояло на приёмке оружия своим военным представительством. С 1967 г. КГБ прекратило закупки пистолетов. Также возникли трудности с обеспечением заказа МО патронами. Для приёмосдаточных испытаний ИМЗ планировал закупить патроны у в/ч 1154, вопрос же с поставками патронов для военных был отложен до завершения работ по модернизации патрона на «Заводе № 3» (сейчас это Ульяновский патронный завод), там же планировалось организовать и его выпуск. Позже этот, модернизированный патрон был принят на вооружение и получил наименование патрон «Змея-АМ» (ПЗАМ), а также индекс ГРАУ — 7У2. В конце 1965 г. были выпущены первые 125 пистолетов для МО.

В процессе производства, периодических испытаний и эксплуатации у любого оружия выявляются недостатки, которые не были замечены ранее и в его конструкцию вносятся различные доработки и изменения их устраняющие. Кроме того, производятся и технологические доработки. К 1969 г. в конструкцию пистолета С-4М было внесено 150 изменений, но можно предположить, что наиболее значительные из них появились в 1963–1965 гг. Дело в том, что на основании приказа командира в/ч 64176-Я (одно из управлений ГРАУ) от 10 декабря 1969 г., техническая документация на пистолет была проверена Межведомственной комиссией (МВК), которая установила, что конструкция пистолета доработана в объёме, обеспечивающем нормальные условия серийного производства, оснащение производства и характеристики пистолета также удовлетворяют требованиям КД и рекомендовала ГРАУ утвердить КД, как документацию литеры О2. В качестве одного из недостатков комиссия отметила отсутствие руководства службы, которое и было поручено разработать ИМЗ.

Первоначально инструкция на пистолет С-4М была выпущена в/ч 44239, в 1970 г. на основе этой инструкции, а также с использованием краткого руководства на 9-мм бесшумный пистолет ПБ, предоставленного МО, заводом было разработано краткое руководство службы (КРС) и на пистолет С-4М, изданное в 1971 г. Министерством обороны. Со своей стороны, во время разработки КРС, командир в/ч 44239 в одном из писем на завод в 1970 г. указывал следующее: «Прошу также заменить все фото инструкции, отобразив на них изделие в последнем конструктивном исполнении. Учитывая, что 50% всех выпущенных заводом изделий поставлены заказчику до введения в них изменений конструкции как самого изделия, так и принадлежности, прошу учесть указанное обстоятельство при корректировке «Руководства службы». Вероятно, что речь шла всё же только о пистолетах, выпущенных для КГБ, около 50% которых как раз и были произведены в 1963–1965 гг. К сожалению, как выглядели пистолеты «Гроза» разных модификаций, какие ещё имели конструктивные особенности, а также какие именно были отличия в пистолетах С-4М разного периода выпуска, пока установить не удалось. Неизвестным остаётся и значение литеры «М» в названии пистолетов. Обычно её наличие обозначает, что перед нами модернизированный образец (например, автоматы АКМ или АК74М) и если следовать этой логике, то можно предположить, что первоначально существовал опытный пистолет «Гроза-58», а в серию планировалось запустить уже его модернизированный вариант — «Гроза-58-М» (изделие «С»). В дальнейшем же в названии менялся лишь порядковый номер модернизированной модели: «С-2М» — второй вариант модернизированной модели, С-3М — третий и С-4М, соответственно — четвёртый. Однако уже в варианте С-3М, пистолет имел столь значительные конструктивные отличия от более ранних версий, что вполне мог бы обозначаться и просто как новая модель — С-3. А может быть буква «М» обозначает какой-то конструктивный элемент, отличающий пистолет «Гроза-58-М» от «Грозы-58». Хотя и в этом случае её наличие в названии поздних моделей совершенно необязательно. Возможно, здесь имеет место просто некая ведомственная особенность присвоения наименований оружию.

В июне 1970 г. был утверждён «Журнал войсковой части 64176 №А0300—70 по войсковой части 64176-Я», которым были приняты решения утвердить КД на пистолет, как документацию литеры О2, хранить подлинную КД в в/ч 64176 (ГРАУ) и присвоить ей соответствующие номера, а 7,62-мм бесшумному пистолету С-4М и принадлежности к нему также присвоить собственные индексы ГРАУ: пистолету — 6П12, кожаной кобуре — 6Ш34, принадлежности — 6Ю11 и укупорочному ящику на 25 пистолетов в коробках — 6Я45. В состав принадлежности были включены три детали, заимствованные из принадлежности 5,6-мм спортивного пистолета Марголина (МЦ). Согласно КД при изготовлении укупорочного ящика применялись детали и узлы 14 наименований, заимствованные от укупорочного ящика для пистолетов ПМ. В то же время укупорочный ящик от 6П12 служил тарой для укупорки ремонтного ЗИП для пистолета ПМ. Ещё одним интересным моментом стал отказ с октября 1969 г. от формуляров на пистолеты (по решению заказчика — ГРАУ, позже утверждённому МВК), т.к. опыт эксплуатации личного стрелкового оружия в Вооружённых Силах СССР показал, что иметь этот документ нет необходимости. Оптовая цена на пистолет в 1969 г. равнялась 171 рублю 50 копейкам.

Groza P52599530 4 919x1024

В заключение хотелось бы немного затронуть тему патронов к пистолетам «Гроза». В рамках этой статьи они не рассматриваются, так же как и их конструктивные особенности и различия. К тому же по данной тематике имеется достаточно много публикаций, но, возможно, приведённая здесь информация также будет интересна любителям истории. По имеющимся документам разработчика патронов установить не удалось, но в опубликованных ранее в печати данных сообщается, что им является Центральный научно-исследовательский институт специальной техники КГБ СССР. Для проведения испытаний пистолетов патроны ПЗ и ПЗА поставляла в/ч 1154, туда же, по соображениям секретности, сдавались неиспользованные патроны и стреляные гильзы. Можно предположить, что в/ч 1154 какое-то время осуществляла как минимум снаряжение патронов, а также возможно выпускала некоторые комплектующие, включая гильзы, которые производились методом резания и не требовали специализированного оборудования для производства патронов. Обыкновенные пули от 7,62-мм патронов обр. 1943 г. и капсюли-воспламенители КВМ-3 поставлялись специализированными заводами. Патроны упаковывались в картонные пачки, где помещалось шесть патронов и три обоймы, разделённые Н-образной деревянной вставкой.

Перед стрельбой патроны было необходимо снарядить в обоймы. Одна из самых ранних известных картонных пачек, где находились патроны, снаряжённые в 1962 г., имеет именно такую комплектацию. Но, вероятно, были и другие варианты укупорки — как один из пробных вариантов исполнения или как вариант ношения уже снаряжённых обойм. Так, например, в «Акте государственных испытаний изделия „Гроза-3М“» от 3 сентября 1962 г., которые проходили два пистолета, про испытания на определение скорострельности (необходимо было произвести шесть прицельных выстрелов на время из каждого пистолета) говорится, что перед стрельбой три обоймы с патронами находились в пенопластовой кассете в кармане стрелка. При приведении пистолета к нормальному бою стрельба велась по чёрному кругу диаметром 10 см, закреплённому на щите 1×0,5 м, точкой прицеливания служил центр круга, который должен был находиться примерно на уровне глаз стреляющего. Первоначально пистолет считался приведённым к нормальному бою, если при стрельбе с упора 4 патронами на 25 м все 4 пробоины, или 3 при 1 одной оторвавшейся, вмещались в круг диаметром 40 см, испытания на кучность и меткость производились тремя такими сериями. Если одна из серий не удовлетворяла указанным требованиям, то допускалась повторная стрельба, ещё тремя сериями по 4 выстрела, а при получении вновь отрицательного результата — третья стрельба. С 1963 г. проверка боя пистолета (при тех же условиях) стала проводиться шестью патронами, бой считался нормальным, если все 6 пробоин, или 5 при 1 оторвавшейся, укладывались в круг. Дополнительно был введён показатель проверки кучности одного ствола тремя сериями по 10 выстрелов: R100 — 10 см, R50 — 4. Отклонение средней точки попадания от точки прицеливания во всех случаях должно было составлять не более 12 см.

Источник

Про спецназ: оружие, операции, структура

Новости спецназа каждый день

Другие материалы в этой категории: « «Чёрные аисты» - спецназ моджахедов

Инвентарь   kinezio2   tren   stelki

Футбол, Сборные

Футбол Европа

arsenal ayaks bavariya barselona valensiya
vest khem dinamo kiev inter latsio liverpul
manchester yunajted metallist milan obolon olimpik
pszh real roma sevilya chelsi
yuventus angliya braziliya germaniya finlyandiya

Хоккей KХЛ, ВХЛ

Хоккей НХЛ