wrapper

Спорт после 40

Корзина пуста

Сегодня речь пойдет о последнем Гран При 1961 года, который прошел в США.

Гран При США продолжало плутать по Америке в поисках зрителя. В 1961 году место проведения последнего Гран При сезона стал трасса Уоткинс Глен, что в пригороде Нью-Йорка. И зритель наконец-то пошел смотреть эти диковинные европейские гонки. Во многом по одной, простой причине, чемпионом мира Формулы 1 стал американец - Фил Хилл. Но увы и ах, Энцо Феррари выиграв оба зачета (пилотов и конструкторов), решил сэкономить бюджет и не посылать команду в США. Мотивировалось это простой и с виду уважительной причиной, мол в знак памяти о погибшем на ГП Италии бедняге фон Трипсе. Более того, если в прошлом году Феррари так же не ездила на ГП США, но хотя бы выступил Фил Хилл (за команду семейства Моссов), то в 61 Энцо и Филу Хиллу запретил выступать, хотя тот горел желанием, почтить участием в Гран При память Вольфгонга и заодно порадовать своих зрителей. Нет, твердо сказал Энцо и все, что осталось Филлу Хиллу, так это проехать круг на машине, перед стартом гонки, приветствуя зрителей взмахом руки.

о

Ну а в отсутствии Феррари, появился наконец-то шанс у остальных ребят, ибо как один из них сказал Феррари только портит все настроение своей скоростью. И в квалификации лучше всех себя показал Джек Брэбэм. Австралийцу, потерявшему в этом году титул, в Купере поставили, новый и более мощный движок climax. Рядом с ним на первой линии стоял Грэм Хилл на BRM. Следом расположились Стилинг Мосс на Лотусе, команды Walker и партнер Брэбэма - Брюс Макларен.

б

Гонка стартовала в весьма неприятную погоду, под моросящий осенний дождик. В таких условиях, старт выиграл единственный в этом сезоне человек, смогший бросить вызов Феррари, пускай и всего в паре гонок - Стирлинг Мосс. Он лихо обошел и Брэбэма и Хилла. Неплохой старт удался и пилоту Лотуса Инесу Айрленду, прорвавшемуся с 8 на 3 место. А вот для кого гонка окончилась уже на 1 круге, так это для Джо Сертиса, чей мотор испустил веселый дымок.

ь

На третьем круге тот же Айрленд, видимо опешив от собственной прыти, преследуя Брэбэма, развернулся и вынудил улететь в траву Грэма. В итоге на 3-е место вышел Макларен а на 4-е к восторгу трибун, давно ничего подобного не показывавший американец Мастен Грегори (пилот Laystall вообще стартовал 11-м). А на 6 круге Брэбэм воспользовался секундной заминкой Мосса и вернул себе лидерство, Стилинг повис у него на хвосте.

о

Стилинг Мосс, он ещё не знает, что это последнее Гран При Формулы 1 в его жизни.

На 16 круге развернуло бельгийца Жендебьена и уворачиваясь от него, вылетел за пределы трассы, дебютант Хангсен. Ио Боннье, какой-то камушек попал под педаль газа и тот был вынужден лишний раз посещать боксы. В это время Брэбэм все дальше отрывается от Мосса и даже показывает быстрый круг. А в середине пелотона прорываются Айрленд и Грэм Хилл, неудачники первых кругов. В это время летит коробка передач у Грегори

т

 

Айрленд, Гени и Грэм Хилл

А на 51 круге, новый двигатель Джека Брэбэма, приказал долго жить. Вода стала испаряться и в итоге движок от перегрева деформировался настолько, что искривилась головки блока цилиндров. Мосс спокойно вернулся в лидеры, а где-то там, вдалеке 2-м ехал Айрленд. Следом за Инесом - Хилл, Макларен, Рой Сальвадори и Дэн Герни. И в это время у Мосса поднимается давление масла и он вынужден сойти. Так Айрленд стал лидером, а на второе место выскочил ветеран Сальвадори. Дело в том, что Грэм вынужден был поехать в боксы из-за проблем с технических проблем (он вернулся 5-м). А у Макларен вылетела 5-я передача. Два человека, полностью провалившие сезон, боролись за победу. Увы, за 4-е круга до финиша, движок Купера (команда Yeoman Credit) Роя Сальводори не выдержал. Инес, под конец сбросил скорость для экономии топлива, но все же смог финишировать первым. Вторым оказался Дэн Гэрни, что позволило ему поделить 3-е место в чемпионате со Стирлингом Моссом. Малозаметный весь сезон, экс вице-чемпион мира Тони Брукс оказался 3-м, он после этой гонки ушел из Формулы 1.

ь

Инессу Айрленд принес заводской команде Лотус первую победу. Отметил он её буйно. Нажравшись шотландец начал стрелять в потолок гостиничного номера из пистолета, пришлось вызывать полицию. Увы проваленная оставшаяся часть сезона не позволила Айрленду сохранить место в коллективе, который все больше затачивался под Джимми Кларка (у Джимми гонка не получилась из-за проблем с сцеплением). Айрленд ещё 5 лет будет выступать в Формуле 1, но и близко не подойдет не то что бы к победе, а даже к подиуму. На ГП США дебютировало несколько северо-американских пилотов, включая первого в истории Ф1 канадца

а

Peter Ryan

Питер Райан был на самом деле американцем. Он родился 10 июня 1940 года в Филадельфии, что само собой в США, и батя его был американцем. Поводом сменить гражданство, для молодого человека, стала любовь в горным лыжам. Причем Питер был отличным лыжником, увы отличных лыжников в США, хоть жопой ешь. Поэтому, посоветовавшись с семьей Питер предложил свои услуги Канаде. Каково же было удивление всех, когда Питер выиграл в 1957 году чемпионат США по горному спуску. В Америке сначала долго не хотели призвать эту победу ибо Питер получается не был гражданином США, но поскольку номинально чемпионат США был открытым, Райан никаких правил не нарушил. А затем между США и Канадой возник натуральный спор, за какую сборную он будет выступать на Олимпиаде. Питер решил остаться верным канадскому флагу. Увы на Олимпиаде выступить Райпну было не судьба, в 1959 он сломал обе ноги, при неудачном спуске.

о

Питер Райан в горнолыжной сборной Канады, интересно, что его напарник по сборной погиб в том же 1959 году

Потеряв надежду из-за сложных переломов, вернуться в горные лыжи, Питер приобрел спортивный Порш, на котором стал принимать участие в различных любительских заездах. Было и пару интересных результатов, вроде 5-го места в квалификации заезда в Уоткинс Глене в конце 59 года (в той гонке участвовало 5 пилотов Формулы1) или борьба с Моссом в Моспорте. Наконец в 1961 Питер выиграл первое Гран При Канады. Проводилось оно правда для авто класса GT, но в нем участвовали многие сильные пилоты. В частности на подиуме с Райаном стояли Педро Родригез - будущий победить Гран При Ф1 и сам Стирлинг Мосс.

т

Отличный результат для 21 однолетнего парня. На ГП США сам Колин Чепмен предложил Питеру и его команде, один из своих болидов Лотус. Райан квалифицировался лучше остальных дебютантов и финишировал 9-м. После чего Колин Чепмен записал его в свою программу Европейской Формулы 3.

т

Канадец успел финишировать 2-м на этапе в Британии. Многие отметили, что из парня выйдет толк. Но на этапе во Франции в Реймсе, Питер в борьбе за лидерство в гонке, столкнулся с англичанином Билли Моссом (однофамилец Стирлинга, в 59, пытавшийся пройти квалификацию на ГП Британии). Обе машины влетели в барьер на большой скорости. Билл отделался легкими травмами а вот Питер, увы скончался в тот же день в госпитале.

д

Walt Hansgen

Уолт Хансген, тот самый пилот, вылетевший с трассы после маневров Жендебьена. Конечно поздновато он дебютировал в Ф1, ибо родился Уолт 28 октября 1919 года в Нью-Джерси, а значит был ему уже 41 год. Уолт больше был известен по гонкам спорт-прототипов. В основном в американских, хотя в 1958 году Уолт один год провел в чемпионате Великобритании, выступая за команду Листер.

д

Вообщем карьера так себе, ничего выдающегося. Но в 1959 году Уолт принял участие в показательной гонке машин класса Ф3, перед ГП США и выиграл её. И действительно, как выяснилось в машинах с открытыми колесами Уолт чувствовал себя неплохо. В 1961 его выступление в ГП США на Купере, частной команды, окончилось вылетом. Зато в 1964, выступив третьим пилотом за Лотус, Уолт в ГП США финишировал 5-м. В том же году он финишировал 14-м в Инди 500.

ю

Это Уолт в той самой гонке Формулы 3

Увы Хансген погиб на тренировке перед 24 часами Ле-Мана, где опробовалась новая машина Форда - знаменитый GT40. Тренировочный заезд в тот день прекратили из-за дождя, но Уолт по неведанной ему причине, отказался заезжать в боксы и продолжил накручивать круги по трассе, один из них и стал для американца последним. Случилось это 7 апреля 1966 года.

.

Roger Penske

.

Да это тот самый Роджер Пенске, который нынче владелец самой успешной команды в истории США и Инди 500. Он родился 20 февраля 1937 года в Огайо, в семье исполнительного директора, предприятия выпускающего металлические изделия. Батя хотел, что бы сын стал успешным бизнесменом и основы бизнеса он ему преподал, тем, что помог наладить небольшое дело, по починке и перепродаже старых авто. В то время как подростки его возраста курили марихуану и бегали с мячом, Роджер перебирал старые движки, перекрашивал кузова и придавал старым развалюхам новый вид. По слухам свой первый авто Роджер продал в 10 лет

Однажды ему попался разбитый спортивный автомобиль, который Роджер после ремонта решил оставить себе. А в 1958 он появился в прародительнице НАСКАР - SCCA, где тогда на серийных авто гонялись любители. Эту серию, из которой вышли Фил Хилл, Дэн Гэрни и Ричи Гинтер в 1960 году Роджер выиграл в одни ворота. Журнал Спорт Иллюстрейшен назвал его лучшим американским гонщиком года. Странно, но Роджер не подался в Инди 500 и Индикар, он так и остался в этой серии, заодно участвуя в 1961 и 62 годах в ГП США, на частных болидах. Больше заметных успехов он не имел и в 1965 году, оставил автоспорт, основав именитую команду.

Для тех, кто может быть не знает. В 1974-76 годах команда Пенске участвовала в Формуле 1 и даже выиграла одно Гран При. Но потом "Седой Роджер" предпочел вернуться в Индикар. Напомню, что команда Пенске лидер по количеству выигранных титулов и побед в Инди 500

Hap Sharp

в

Джейма Р. Шарпа все звали Хэпи, ибо родился он 1 января 1928 года Happy New Year сократили до Хэпа. Уроженец Оклахомы, он был наследником шикарного нефтяного бизнеса в Техасе. Получаемые от нефтедобычи деньги Шарп с удовольствием тратил на гонки. В силу возраста, это были конечно же гонки спорт-прототипов. Там Хэп, вместе с другим пилотом Джимом Холлом затеял проект Chaprall. Одну из самых передовых машин того времени. Вместе с Холлом он выиграл ней 12 часов Себринга.

а

Кстати именно с покупки этих красавиц начиналась история команды Пенске. Что касается истории Шарпа как автогонщика, то он честно оплачивал своё участие в ГП США и Мексики до 64 года, Первые два года, как пилот собственного Купера, а затем Хэп покупал себе места в команде Парнеллов или у Роба Уокера.

м

В 1963 Шарп умудрился финишировать в США 7-м, т.е. на грани очковой зоны. В 1965, разругавшись с Холлом Шарп ушел из автоспорта и вернулся к нефти. Увы забавное прозвище не сделало его счастливым. Хэп Шарп застрелился 7 мая 1993 года, узнав, что болен раком.

Lloyd Ruby

о

Про Ллойда Руби мы более предметно поговорим, когда будем разбирать гонку Инди 500 и её историю (есть у меня такая задумка). Участник 177 гонок Индикара, победитель 7 гонок серии, выступавший в Индикаре с 1958 по 77. Участие в двух гонках Формулы 1, было для Ллойда досадным недоразумением не более. В 1960 он не прошел квалификацию, так как решил это сделать на индикаровском болиде. А в 1961 на частном Лотусе Руби, стартовал последним и до финиша не добрался, подвела техника.

Инвентарь   kinezio2   tren   stelki

Футбол, Сборные

Футбол Европа

arsenal ayaks bavariya barselona valensiya
vest khem dinamo kiev inter latsio liverpul
manchester yunajted metallist milan obolon olimpik
pszh real roma sevilya chelsi
yuventus angliya braziliya germaniya finlyandiya

Хоккей KХЛ, ВХЛ

Хоккей НХЛ