Пэт Симондс: «После выезда из боксов гонщик должен выполнить несколько процедур, прежде чем занять своё место на стартовом поле. Нужно убедиться в готовности машины, в том, что стартовые настройки активированы. Для этого, как правило, пилоты имитируют старт в конце пит-лейн. Контакт с асфальтом и температура шин там иные, чем во время реального старта, но инженеры могут ещё раз убедиться в оптимальной работе сцепления и реакции двигателя.
В случае, если по сравнению с другими днями уик-энда ситуация на трассе изменилась, к примеру – пошел дождь, формировочный круг позволяет гонщику «почувствовать» машину в реальных условиях, оценить уровень сцепления с асфальтом.
Порой пилоты не сразу останавливают машину на стартовом поле, а проезжают по пит-лейн и вновь возвращаются на трассу, чтобы лучше понять, в каких местах находятся лужи, насколько серьёзно можно атаковать, определиться с траекторией. Если пилоты проезжают несколько кругов перед стартом на сухой трассе, значит, у них нет полной уверенности в каких-то параметрах, к примеру – в оптимальной работе сцепления. Инженер может попросить гонщика несколько раз провести имитацию старта на выезде с пит-лейн с разными настройками, чтобы выбрать оптимальный вариант. Бывает такое и в случае, если вечером в субботу с машиной возникли проблемы, её пришлось ремонтировать, и команде нужно убедиться в том, что всё работает нормально.
Когда машина занимает место на стартовом поле, её окружают механики. Подключив компьютеры и измерительное оборудование, они ещё раз всё проверяют, действуя по специальной карте – как пилоты самолёта перед взлётом. Каждое действие рассчитано, каждый механик точно знает свои обязанности – всё нужно сделать вовремя, а на машине должны быть установлены выбранные для старта шины до того, как прозвучит сигнал о трёхминутной готовности.
На прогревочном круге пилоты тоже выполняют определённые процедуры. Действующий регламент не даёт возможности имитировать старт в начале прогревочного круга – если вы стартуете не с первого ряда, то не имеете права ехать быстрее 100 км/ч, пока не пересечёте линию старта. Тем не менее, инженеры внимательно следят за работой сцепления в тот момент, когда машина трогается с места, пытаются оценить уровень сцепления с асфальтом на стартовой позиции гонщика.
Во время прогревочного круга пилот проверяет синхронизацию передач, постепенно повышая их при высоких оборотах двигателя, прогревают шины и тормоза. Для прогрева передних шин пилот «смещает вперёд» баланс тормозов – они более эффективно прогреваются на торможениях, а задние – на разгонах. Из-за относительно небольшой скорости на прогревочном круге можно перегреть двигатель, поэтому инженеры сообщают пилотам о допустимых границах их действий.
Впрочем, перегреть современные двигатели Формулы 1 не так просто – когда машина стоит в ожидании старта, электроника включает режим, при котором используются только четыре цилиндра, чтобы свести к минимуму выделение тепла, и только непосредственно перед стартом активирует остальные».
текст: Дмитрий Бухаров