«Сэнсэй-ни-рэй». Ради бога всем «рэй». Но обязательно наступает такой момент, когда ученик начинает интересоваться не только приёмами, но и самой системой построения обучения. Ученик задаётся самым простым вопросом: «А откуда мой тренер получил эти знания, на сколько верно то, что он нам показывает». Почему одного тренера называют «Сэмпай» другого «Сэнсэй» а третьего «Бранч-Чиф»?
Чтобы более полно понять, как создавалась Школа каратэ Киокушинкай, что повлияло на её становление, какие правила, требования, и традиции она включила в себя, необходимо, прежде всего, проследить судьбу основателя Оямы. Его молодость пришлась на годы «Второй Мировой Войны». Безудержная милитаризация Японии, её первые блистательные победы и грандиозное и сокрушительное поражение. Всё это до глубины души поразило молодого Ояму. Долго размышляя над причинами и следствиями поражения Японии, Ояма приходит к выводу, что всё проблемы заключались в том, что японцы отошли от традиций своих предков. Молодое поколение японцев забыло «Путь самурая», изнежилось и погрязло в развлечениях и благах цивилизации. Единственный выход и спасение Японии – возрождение старых традиций, возрождение воинских искусств, возврат к «самурайскому образу жизни». Жизнь – это борьба. Естественно, в те годы Ояма ещё не думал связать свою жизнь с каратэ, но выводы сделанные им в молодости, в дальнейшем отразились в созданной им Школе борьбы.
В 1962-1964 году проходит становление «ИКО», формируется «Международная Организация Каратэ Киокушинкай». До этого времени Организация коротко называлась «Ояма доджо», т.е. зал борьбы Оямы. Из нескольких десятков человек, за десяток лет упорной работы и подвижнической деятельности Отца-основателя «Доджо Оямы» разрастается до Международной структуры. С увеличением Организации пришлось решать и новые организационные вопросы. Встаёт проблема управления зарубежными филиалами, которые растут как грибы после дождя. Здесь и берёт Ояма на вооружение институт «Сёбучё» имевший хождение ещё в феодальной Японии. Принцип его заключался в том, что каждый крупный самурай-землевладелец подчинялся лишь императору Японии, сохраняя полный суверенитет относительно других самураев. Создавая подобную систему в киокушинкай, Ояма не был «пионером», аналогичное существовало и в других видах единоборств задолго до создания киокушинкай. Но дать этому институту второе дыхание и распространить его по Миру в таком масштабе смог только Ояма.
«Бранч-Чиф» - так стал называться Официальный представитель японского Со-Хонбу (Центральной Штаб-квартиры). Условно это можно перевести как «Шеф Региона» или «Руководитель филиала». Присваивая подобный статус руководителям, Ояма естественно не считал себя Императором, он лишь хотел подчеркнуть, что каждый филиал должен выбрать свой путь развития. Знания доступны для всех, пожалуйста, приезжайте и берите их, вы все равны. В одной стране может быть несколько Бранч-Чифов, в этом нет ни каких проблем. Когда национальная организация достигает больших размеров, Бранч-Чифы выбирают представителя от Страны, который представляет её в Международной организации. Внутри страны все Бранч-Чифы имеют одинаковое положение и одинаковые права. Каждый Бранч-Чиф несёт ответственность за вверенную ему территорию непосредственно перед главой Международной Организации. Территориальные права зависят от уровня и квалификации Бранч-Чифа одному поручают курировать город, другому регион, бывает, что Бранч-Чиф имеет право открывать филиалы своего Бранча на всей территории страны. Первыми зарубежными Бранч-Чифами Оямы стали Бобби Лоуи с Гаваев, и Йон Блюминг из Голландии, который получил «Сертификат Бранч-Чифа» ещё в 1962 году. Позже, по мере развития «ИКО», каждый Бранч получал право выставить своего представителя на «Чемпионат Мира».
^ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ:
- Бранч-Чиф должен регистрировать всех своих учеников в Хонбу «ИКО».
- Бранч-Чиф должен докладывать обо всех делах, касающихся его филиала в «ИКО».
- От Бранч-Чифа требуется представлять квартальные отчёты в Хонбу «ИКО».
- Бранч-Чифы должны проводить экзамены на КЮ три раза в год, и экзамены на ДАН один раз в год.
- После проведения экзаменов Бранч-Чиф выдаёт «Сертификаты» на КЮ степени. Экзамены на ДАН, подтверждаются «Сертификатами» из Хонбу.
- Бранч-Чиф должен контролировать работу всех инструкторов, и следить, чтобы они обучали кихону (базовой технике) и ката, так как это установлено Хонбу. Обучение должно основываться на идеологии каратэ киокушин и духе Будо и иметь ценность, как духовное воспитание. Также обучение должно осуществляться с уважением к способностям и индивидуальным особенностям учеников, особенно детей и женщин.
А вот что говорит «Устав» об избрании Бранч-Чифов. Условия следующие: обязательно нужна рекомендация председателя Региона, наличие 3-го дана и выше, высшие способности к лидерству, личностные качества и идеологическое соответствие Киокушин каратэ, способности к сильному менеджменту, тренировочный опыт в Японии, окончательное решение о назначении Бранч-Чифа принимается исключительно Хонбу «ИКО».
Требования к «Филиалу» т.е. Бранчу: наличие более 300 зарегистрированных в Хонбу учеников.
Число Бранч-Чифов определяется по принципу: на 10 000 000 населения полагается 1-2 Бранча. Однако в крупных городах с населением более 5 000 000 человек может быть 4-5 Бранч-Чифов.
Подтверждение полномочий Бранч-Чифа осуществляется выдачей ему «Сертификата Филиала». «Сертификат» должен быть возвращён в Хонбу, после ликвидации Филиала.
Напоследок хочется осветить ряд вопросов связанных с проведением аттестаций на КЮ и ДАНЫ.
Прежде всего, следует помнить, что стиль Каратэ киокушинкай является приватным. Исключительным правом на владение атрибутами стиля, присуждение степеней пользуется «ИКО» (Международная Организация Каратэ Киокушинкай) и её центр Со-Хонбу, который находится в Японии. Это право (пользование атрибутами стиля и проведение экзаменов) Хонбу делегирует своим представителям Бранч-Чифам, для чего с ними в лице президента заключает Бранч - контракт. Больше никто, какую бы должность он не занимал и какой бы Дан не имел, не имеет права проводить экзамены и присваивать степени в стиле Киокушинкай. Если же он это сделал, то, к сожалению, это не имеет ни какой силы.
Документами, подтверждающими наличие ученической степени у студента, являются: «Будо-паспорт», в котором Бранч-Чиф фиксирует наличие той или иной степени и «Сертификат» с подписью и печатью Бранч-Чифа.
Документом, подтверждающим наличие Мастерской степени, является: «Сертификат» (с подписью и печатью президента «ИКО»), и именной «Чёрный пояс» с вышитыми данными владельца, выданные Хонбу (Япония). Если претендент не имеет сертификата из Японии и именного чёрного пояса, значит, степень такого мастера является ложной.
Так же важным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что каждый Бранч-Чиф имеет право проводить Кю и Дан тесты, только на той территории, которая находится под его юрисдикцией. Экзамены, проведённые с нарушениями, силы не имеют.
Нарушение данных правил может привести к наказанию Бранч-Чифа со стороны Хонбу «ИКО».