Каждый раз, когда календарь Чемпионата мира Формулы-1 подводит нас к гонке в Монте-Карло, все без исключения фанаты приходят в бессознательный и неконтролируемый восторг. Трасса Монако завораживает собой с первых взглядов. Она держит в напряжении с первых метров дистанции и редкая гонка проходит здесь тихо и сонливо. Если не погодные условия, то аварии, пейс-кары и заторы мгновенно исправят самый, даже уже, всеми предсказуемый и ожидаемый результат.
Это на других трассах старт может пройти если и не гладко, то, по крайней мере, бескровно, а точнее говоря, безаварийно. Но этот постулат не относится к Гран-При Монако. Здесь как раз наоборот, завал или лёгкий толчок "на крайняк" есть атрибутами обязательными и просто не могут не быть.
Потому и предлагаю отдать должное одной из старейших гонок Ф1 и вспомнить пятёрку ярчайших гонок за последние 20 лет:
1995 - "Узкость непролазная".
Гонка остановлена в конце первого круга. Тогда в первом повороте не смогли разъехаться две Феррари и молодой Девид Култхард на Вильямс. После перерыва гонка была возобновлена на полную дистанцию, хоть без дальнейших приключений не обошлось.
Вышедший на запасном болиде Алези вновь расколотил свою Феррари, а всего в одном круге с победителем финишировало только два пилота. При этом увидеть клетчатый флаг вообще смогли только семь пилотов из двадцати двух, большинство из которых закончило гонку в отбойнике.
1996 - "Сердца трёх".
Когда одних лишь участников и самой трассы мало, в игру вступает природа. В том году погода стала главным действующим фактором гонки, полностью перетасовав расклад сил и результатов.
Победу одержал Оливье Панис на Лижье, а в гонке участвовало сразу два Михаэля Шумахера, причём за разные команды - Феррари и МакЛарен. Дело в том, что Дэвид Култхард не мог использовать собственные шлемы из-за сильного запотевания их забрала в дождь, а ввиду того, что спонсором обеих команд на тот момент был табачный бренд "Мальборо", шотландец прибегнул к помощи "родственный" коллектива.
Благо тогда ещё МакЛарен не составлял особой конкуренции ни Шумахеру, ни Феррари. Гонка была остановлена досрочно, а финишный флаг увидели только три болида, чего не случалось в Ф-1 никогда раньше и так по сей день. Остальные пилоты были квалифицированы с отставанием в 4 и более кругов.
2008 - "Несокрушимая трёхножка".
И вновь в дела земные вмешиваются небеса. Сильнейший ливень обрушивается на крохотное княжество и вмиг превращает улицы города в сплошной бассейн. В таких непростых условиях Льюис Хемильтон выигрывает суматошную гонку, даже после того, как ударяется кормой своего болида о заградительный рельс и на трёх колёсах ковыляет до пит-стопа. На его счастье болид не пострадал - всю нагрузку от удара приняли на себя диск и покрышка - и после замены колеса он смог продолжить борьбу.
Его старого приятеля постигает та же участь в знакомстве с отбойником, только с обратным эффектом. Нико Росберг разбивает свой Вильямс гораздо основательнее британца, на чём его гонка завершается, а путешествие в госпиталь только начинается. Райкконен спит на старте и по ходу гонки, что выливается в контакт на спуске после туннеля с болидом Форс Индии. Это лишает Адриана Сутиля верных баллов (первых в карьере) и доводит до слёз в боксах.
2010 - "Сефети-Кар на трассе".
Ещё одна гонка полная хаоса и неразберихи. С самого старта пилоты участвуют во множестве инцидентов. Берт Майландер катает паровозик с мигалками во главе. Многочисленные аварии приводят к тому, что "Автомобиль безопасности" четырежды лидирует по ходу гонки:
- первый раз уже после первого круга, когда в туннеле разбивает свой болид Нико Хюлькенберг - повторно Мерседес с мигалками появляется на трассе после схода Рубенса Барикелло, который в клочья разнёс и второй Вильямс.
Команда Фрэнка пакует чемоданы
- в третий раз причиной выезда "Сефети-Кара" становится оторвавшаяся крышка лючка дренажной системы на самой трассе - и наконец под самый занавес Гран-При, незадолго до финиша, сталкиваются аутсайдеры Трулли и Чандхок, чем хоть как-то заставляют обратить на себя внимание. Майландер уже нервно поглядывает на датчик топлива своего Мерседеса - самому бы доехать с такими раскладами.
Эпилогом Гран-При становятся последние два поворота трассы, где на финальном круге разворачивается драма между Шумахером и Алонсо, за что немец в итоге получит штраф в виде прибавки ко времени финиша в 20 секунд. Победу одерживает Веббер.
2012 - "Грожан вездесущий".
Гонка вновь не обходится без стартовых коллизий. Торопливый француз из Лотус поочерёдно контактирует с болидами Феррари и Мерседес. После контакта с Шумахером, Лотус встаёт поперёк трассы, вследствие чего отправляет самурая Кобаяши на взлёт. Остальные пилоты благополучно объезжают "препятствие".
Пастор Мальдонадо сталкивается с болидом ХРТ и выбывает из борьбы. На трассе появляется "Пейс-Кар". К слову, заметили, что команде Вильямс как-то с завидной регулярностью не везёт в Гран-При Монако? Прям наваждение какое-то.
Гонку во второй раз выигрывает Веббер, чем заслуживает купание "Красного быка" и себя в бассейне команды.
PS: Эта выборка ясное дело условная и обусловлена лишь наличием откровенно запоминающихся моментов. Ведь каждая гонка в Монако по-своему уникальна и неповторима. Чего стоит только Гран-При 2004-го года, где победу одержал совсем уж неожиданный пилот. Но это Монако и здесь возможно всё что угодно. В этом и состоит та главная уникальность трассы, помимо конфигурации, статуса и местоположения.